Том 13.  Выпуск 7. (№ 50)

 
 
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
  
 

Содержание

  
 
Культурология
Мальцева Л.В., Полонникова А.А. Сохраняем этнохудожественные традиции казачества (станица Атамань)
14
Варин Э.А. Интеграция конкурсного бального танца в сибири: партнерство вузов с творческими организациями ближнего зарубежья
21
Бай Дунпэн, Алексеева Г.В. Сохранение и инновационное развитие традиционной хайнаньской парчи Лицзинь
29
Ло Дэся, Уснова А.Л. Инновационные стратегии «красного туризма» интеграция культурного наследия и индустрии туризма в Цзуньи
39
Троепольский Д.К. Продюсер как со-автор: изменение концепции авторства в музыке
48
Бянь Мэнлэй Как Бетховен сочинял сложную музыку после потери слуха: анализ поздних сонат
53
Васильченко А.В. Средства и приемы языкового манипулирования в рекламных текстах
59
Захарова В.А. Креативная трансформация: традиционные образы в современной визуальной культуре Филиппин
70
Зенина Л.В., Герасименко Т.Л., Стрижова Е.В. Конструирование идентичности как социокультурный аспект виртуального обучения
80
Зыкова Т.В. Национальный центр В.П. Астафьева как модель интерпретации литературного мира в музейной экспозиции
88
Кириченко Н.С. Графическое искусство Карачаево-Черкесии: искусствоведческий анализ и интерпретация
96
Ши Юйцин Картографический анализ исследований Льва Толстого в Китае
106
Барсуков Р.Р., Матвеева Е.А., Шиндель В.В. Репрезентация субкультуры СВО (на материале культурных практик участников боевых подразделений)
119
Шулунова Е.К. Театр как элемент кода взаимодействия традиций русского и китайского театрального искусства (вторая половина 20 века - начало 21 века)
138
Троепольский Д.К. Роль музыкального продюсера как культурного посредника в цифровую эпоху: трансформация функций и стратегий
146
 
Политология
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Ренессанс с цифровым лицом: переизобретение гуманитарного знания в эпоху технологий
152
Ашнокова Л.М., Павельева Т.Ю. Влияние молодежной субкультуры на менталитет 161
Аджиева З.И., Ногайлиева М.Х., Тохчуков М.О., Хубиев И.Х. Сравнительный анализ правового обеспечения защиты персональных данных в Российской Федерации и зарубежных странах 169
Бакка С.В., Киселева Н.Ю., Галустьян О.Р., Шестакова А.А., Жук К.М. Динамика списка видов в региональной Красной книге: анализ изменений 179
Борлакова М.А., Байрамуков М.Х., Чочуев Э.Р., Абдиев И.Р., Эбзеев Р.Д. Искусственный интеллект в обучении информатике в условиях цифровизации 191
Дашу Ли, Синьлу Ян Текущее состояние, ключевые вопросы и тенденции зарубежных исследований по проблеме поддержки обучающихся со стороны преподавателя (на основе визуального анализа Cite Space) 197
Сяожань Дэн, Тин Ван Исследование путей и механизмов продвижения цифровой трансформации в области высшего образования 219
Феоктистов С.В. Развитие международного этнографического туризма на трансграничной территории «Амурская область – провинция Хэйлунцзян (КНР)» на примере национально-этнографического парка города Хэйхэ 230
 
Юриспруденция
Старых С.М., Еремина А.А. Неправомерное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные: толкование признаков и некоторые проблемы квалификации 239
 
Актуальные  вопросы  науки  и  инновации
Терновая Л.О., Чапкин Н.С. Нулевой километр как геополитический индикатор 250
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Реализация свободы творчества в образовании посредством работы международных институтов 261
Баглиева А.З. Проблема личности в исламе и критика ее атеистической интерпретации 273
Абазалиева М.М. Эволюция взаимодействия государства и религиозных организаций в России 283
Аджиева З.И., Эльдарова А.А., Токова С.И. Проблемы правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации общества 287
Бобрович-Волкова П.В. Прошлое, настоящее и будущее волонтерского движения в России 299
Гукова Т.А., Озова А.М., Шорова Л.К. Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении 307
Ещенко Т.В. Исследование огнезащитных материалов. Технология обработки древесных плит 312
Зотова А.А., Акимова М.П. Событийные практики как инструмент модернизации музейной коммуникации с молодежью 318
Мэн Чжан, Цзин Ли Механизм интеграции и практическое исследование обучения волонтерскому служению в системе идеологического и политического воспитания в школах 325
Пятицкая А.В. Формирование профессиональной культуры безопасности в техническом ВУЗе 340
Хван Д.А. Стратегия деконструкции политических мифов в условиях цифровой симуляции 249
Щербань А.В. Аэрогель - новый теплоизоляционный строительный материал 365
 
Аннотации
 
371
Авторы
394
 
  
 
 

Аннотации

 
Мальцева Л.В.
Полонникова А.А.
Сохраняем этнохудожественные традиции казачества (станица Атамань)
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным всегда остается культура, традиции, обычаи. С момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Необходимо возрождать народные традиции, культуру, что позволит сохранить это для потомков. Традиционная культуры кубанских казаков в развитии и воспитании молодежи высоки и неоднозначны. 
Культура Кубани является уникальной. Есть места в силу своей эмоциональности воздействия, благодатности притягивали, концентрировали народы и государства. История, искусство, традиции всегда являются новым открытием для нынешнего поколения. Она несет в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса. Культура кубанских казаков существуют в системе целостной культуры человечества, но это глобальные внутренне диалектически противоречива. Все взаимодействия между отдельными элементами демонстрирует как всеобщую связь явлений, поколений.
Ключевые слова: традиции, культура, обычаи, искусство, казачество, этнос, костюмы.
 
Варин Э.А.
Интеграция конкурсного бального танца в Сибири: партнерство вузов с творческими организациями ближнего зарубежья
В данной статье рассматривается важность развития международного сотрудничества в области обучения хореографии, связанной с конкурсными бальными танцами, как неотъемлемую часть теоретической и практической сторон образовательного процесса. Обучение в данном контексте представляет собой инновационный подход в сфере образования, который опирается на современные информационные технологии и материально-техническое обеспечение для развития хореографических дисциплин в рамках программы высшего учебного заведения. 
В статье подчеркивается, что такое сотрудничество способствует обмену передовыми методиками преподавания, унификации критериев оценки танцевального мастерства на международном уровне и обогащению педагогического репертуара. Особое внимание уделяется роли совместных образовательных проектов, мастер-классов с участием зарубежных экспертов и студенческих обменов в формировании у будущих хореографов и педагогов глобального профессионального кругозора, кросс-культурной компетентности и адаптивности к различным танцевальным школам. 
Исследование также анализирует, как интеграция современных цифровых платформ (онлайн-курсы, виртуальные мастер-классы, специализированные базы данных по хореографии) и ресурсной базы (специализированные танцевальные залы, мультимедийное оборудование) в процесс международного взаимодействия преодолевает географические барьеры, повышает доступность знаний и создает инновационную образовательную среду. 
В заключении обосновывается тезис о том, что развитие международного сотрудничества в обучении конкурсной бальной хореографии является ключевым фактором повышения качества высшего хореографического образования, подготовки конкурентоспособных специалистов мирового уровня и обновления содержания образовательных программ в соответствии с глобальными тенденциями развития танцевального искусства.
Ключевые слова: хореографическое образование, международное сотрудничество, информационные технологии, качество обучения, хореографическое искусство, конкурсный бальный танец, вуз, специалист.
 
Бай Дунпэн
Алексеева Г.В.
Сохранение и инновационное развитие традиционной хайнаньской парчи Лицзинь
Лицзинь (парча Ли), традиционная ткань ручной выделки народа Ли на Хайнане, имеет более чем 3000-летнюю историю и считается «живой окаменелостью» китайской текстильной культуры. В данной статье излагается история происхождения, развития и проблемы наследования Лицзинь Хайнаня, а также обсуждается практика правительства, организаций и общества в области охраны культурного наследия и инноваций. Исследование показывает, что Лицзинь, как важный носитель культуры народа Ли, сталкивается с такими вызовами, как отсутствие наследников традиционных ремесел и сокращение рынка. Благодаря многосторонним усилиям, таким как политическая поддержка, обеспечение цифровой охраны и разработка креативных культурных продуктов, Лицзинь в наше время превратился из предмета повседневного обихода в товар. Перспектива предполагает ещё большее укрепление интеграции наследования ремесел и инновационного дизайна и содействие устойчивому развитию культуры Лицзинь.
Ключевые слова: парча Ли, Лизинь Хайнаня, нематериальное культурное наследие, инновационное развитие, культура Китая.
 
Ло Дэся
Уснова А.Л.
Инновационные стратегии «красного туризма» интеграция культурного наследия и индустрии туризма в Цзуньи
Статья рассматривает инновационные стратегии «красного туризма» в Цзуньи, направленные на интеграцию культурного наследия и туристической индустрии. Отмечаются достижения (5,56 млрд посещений, доход 623,18 млрд юаней) и проблемы (низкая цифровизация, слабый маркетинг). Предлагаются решения: внедрение «Интернет+», VR/AR, развитие маршрутов, соцсетевой маркетинг и обучение с использованием ИИ. В 2025 г. акцент делается на сочетании «красного» и «зелёного» туризма.
Ключевые слова: красный туризм, Цзуньи, культурное наследие, туристическая индустрия
 
Троепольский Д.К.
Продюсер как со-автор: изменение концепции авторства в музыке
В статье исследуется изменение роли музыкального продюсера в условиях цифровой культуры. Показано, что продюсер становится не только техническим специалистом, но и полноправным соавтором музыкального произведения. Рассматриваются культурные, правовые и экономические аспекты данного процесса, а также феномен «невидимости» продюсера в массовой культуре. 
Ключевые слова: музыкальный продюсер, соавторство, авторское право, музыкальная индустрия, цифровые технологии, культурология, звуковой дизайн.
 
Бянь Мэнлэй
Как Бетховен сочинял сложную музыку после потери слуха: анализ поздних сонат
Цель работы – понять, как полная потеря слуха повлияла на творчество Людвига ван Бетховена, особенно на его поздние фортепианные сонаты. В работе рассматривается, как композитор продолжал писать музыку, используя внутренний слух и воображение, а также какие новые формы и гармонии он при этом создавал.
Актуальность темы заключается в том, что Бетховен – уникальный пример того, как человек может продолжать творить даже после потери важнейшего чувства – слуха. Это важно не только для музыковедения, но и для понимания возможностей человеческого мозга и творческого мышления. Кроме того, многие идеи, появившиеся в поздних сонатах Бетховена, повлияли на музыку XX века – например, на атональность и минимализм. Поэтому изучение этих произведений помогает лучше понять, как развивалась музыка после Бетховена и почему его творчество остаётся актуальным сегодня.
Ключевые слова: Бетховен, музыка, музыкальное произведение, слух, соната, анализ, сравнение, XX век, изучение.
 
Васильченко А.В.
Средства и приемы языкового манипулирования в рекламных текстах
Целью работы являлось исследование основных средств и приемов языкового манипулирования в рекламных текстах, их специфики и влияния на целевую аудиторию. Было проанализировано психологическое воздействие рекламы на чувственно-эмоциональную сферу, установки и стереотипы личности, а также на формирование картины мира потребителей. В работе также рассматривались средства выразительности (тропы и стилистические фигуры), оказывающие манипулятивное воздействие на сознание потенциальных покупателей. Выявлено, что изучение средств и приёмов языкового манипулирования в рекламе позволяет повышать эффективность рекламных инструментов и маркетинговых коммуникаций, разрабатывать новые стратегии по продвижению товаров и услуг, а также адаптировать их к изменениям, происходящим на современном рынке. 
Ключевые слова: языковое манипулирование, текст, слоган, реклама, средства выразительности, троп, стилистическая фигура.
 
Захарова В.А.
Креативная трансформация: традиционные образы в современной визуальной культуре Филиппин
Статья посвящена креативной трансформации в современной визуальной культуре Филиппин – процессу, в котором традиционные образы, фольклор и ремесла получают новое значение в искусстве, кино и моде. Цель работы – показать, как культурное наследие используется в новых формах творчества и становится не только частью культуры, но и источником экономического роста. 
Результаты показывают, что обращение к традиции в современной филиппинской культуре – это осознанное стремление сохранить и лучше понять национальную идентичность. Художники, режиссеры и дизайнеры используют мифологических персонажей, народный промысел и традиционные костюмы, создавая новые формы самовыражения. Государственная поддержка помогает развивать творческие профессии и сохранять культурное наследие.
По данным статистического управления Филиппин, креативная экономика обеспечивает около 7% ВВП страны и создает рабочие места более чем для семи миллионам человек. Это доказывает, что творчество и традиция становятся важными факторами развития. Креативная трансформация помогает не только сохранить культуру, но и создавать новые рабочие места, поддерживать региональные сообщества и укреплять имидж страны в мире.
В заключение отмечается, что современная визуальная культура Филиппин соединяет прошлое и настоящее, традицию и инновации. Фольклор становится живым источником вдохновения, способом самопознания и важной частью устойчивого развития общества.
Ключевые слова: Филиппины, визуальная культура, фольклор, постколониальная идентичность, креативная экономика, культурное наследие, искусство, кино, мода, ремесла.
 
Зенина Л.В.
Герасименко Т.Л.
Стрижова Е.В.
Конструирование идентичности как социокультурный аспект виртуального обучения
В статье рассматривается социокультурный аспект виртуального обучения как элемент сложного социального феномена, охватывающего процессы конструирования идентичности, формирования онлайн-сообществ и преодоления цифрового неравенства. Авторами анализируются ключевые термины и концепции, подчеркивается важность учета социокультурного контекста при разработке и реализации программ виртуального обучения для обеспечения его эффективности и доступности для всех категорий обучающихся.
Ключевые слова: виртуальное обучение, социокультурный аспект, цифровая идентичность, онлайн-сообщество, цифровое неравенство, социальная инклюзия, педагогический дизайн.
 
Зыкова Т.В.
Национальный центр В.П. Астафьева как модель интерпретации литературного мира в музейной экспозиции
Статья посвящена исследованию способов представления литературного мира Виктора Астафьева в экспозиции Национального центра в селе Овсянка Красноярского края. Рассматриваются концептуальные принципы построения экспозиции, включая историко-тематическую логику, автобиографичность, роль голоса писателя, мультимедиа и лейтмотив Овсянки. Анализируются тематические блоки, посвящённые ключевым произведениям («Последний поклон», «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Затеси»), а также приёмы трансформации литературного текста в музейный объект через визуальные, звуковые и интерактивные формы. Особое внимание уделено природной и этнографической составляющей, подчёркивающей экологическую философию Астафьева. Статья подчёркивает уникальность Центра как пространства диалога, где литература обретает новую жизнь.
Ключевые слова: Виктор Астафьев, национальный центр, литературный музей, экспозиция, автобиографичность, мультимедиа, Овсянка, интерпретация текста, экология.
 
Кириченко Н.С.
Графическое искусство Карачаево-Черкесии: искусствоведческий анализ и интерпретация
В статье рассматриваются основные методологические подходы к искусствоведческому анализу произведений изобразительного искусства и их практическое применение при исследовании творчества художников. Проводится детальный анализ произведений художников Карачаево-Черкесской Республики Магомеда Бостанова, Ираиды Орловой, Юрия Карасова и Хусея Гогуева с точки зрения их художественных особенностей, технических приемов и способов воплощения национальных образов, символов и традиций региона. Исследование выявляет специфические черты регионального художественного языка, характеризующегося органичным синтезом этнокультурных мотивов с современными изобразительными средствами. Особое внимание уделяется анализу композиционных решений, колористических особенностей и символического содержания произведений, отражающих культурную идентичность народов Северного Кавказа. Работа демонстрирует, как современные художники региона творчески переосмысливают традиционные мотивы, создавая произведения, которые служат связующим звеном между историческим наследием и современной художественной культурой.
Ключевые слова: искусствоведческий анализ, изобразительное искусство, Карачаево-Черкесская Республика, национальные традиции, этнокультурные мотивы, региональная художественная школа, художественные техники, культурная идентичность.
 
Ши Юйцин
Картографический анализ исследований Льва Толстого в Китае
В статье на основе 833 публикаций из ключевых рецензируемых журналов CNKI (1992–2024) с помощью CiteSpace построены карты знаний, позволяющие проанализировать развитие, ключевые темы и тенденции толстоведения в Китае. Исследование выявляет региональную специфику и многообразие форм производства знаний. Кластерный анализ ключевых слов определил три направления: 1) интерпретация классических произведений («Анна Каренина», «Воскресение») с позиций нарратива, этики и религиозной философии; 2) междисциплинарное расширение, обновляющее образовательные идеи, семиотику и биографические исследования; 3) исторический резонанс идей Толстого с мыслями древних китайских философов и литературой революционной эпохи нового времени.
Ключевые слова: Лев Толстой, карты знаний, «Анна Каренина», «Воскресение», религиозные идеи, библиометрический анализ.
 
Барсуков Р.Р.
Матвеева Е.А.
Шиндель В.В.
Репрезентация субкультуры СВО (на материале культурных практик участников боевых подразделений)
В статье рассматриваются особенности субкультуры СВО, репрезентированные в интернет-дискурсе представителями боевых подразделений. Поскольку в зоне проведения специальной военной операции участвуют военнослужащие регулярной армии Министерства обороны Российской Федерации, добровольческие отряды, мобилизованные граждане, а также представители специального контингента (лица из мест лишения свободы), то, соответственно, формируется особая подсистема военной культуры (далее: субкультура СВО). В статье исследованы технологии репрезентации субкультуры СВО на примерах песни штурмового подразделения «Шторм-423» и контента Telegram-канала «Доброволец Z#art». Литературоведческий анализ текста песни «Это братья мои…» позволяет отнести произведение «Шторма-423» к жанру армейского шансона. Семиотический метод, использованный для исследования текстов «новелл» в сочетании с графическими изображениями автора канала «Доброволец Z#art» с позывным Учитель дает основание определить данный эго-текст как жанр военного дневника. Рассмотренные в статье примеры свидетельствуют о специфике субкультуры СВО, которая по своей структуре латентна, фрагментарна, отличается гибридным характером. Выводы, полученные в результате проведенного анализа, могут найти свое подтверждение и при рассмотрении аналогичных примеров, которые, в свою очередь, могут существенно расширить эмпирическую базу по заявленной теме, что свидетельствует о ее актуальности и открывает перспективы для дальнейшего исследования феномена субкультуры СВО. 
Ключевые слова: специальная военная операция, субкультура СВО, штурмовое подразделение «Шторм-423», добровольцы, Telegram-канал «Доброволец Z#art», технологии репрезентации, новелла, военный дневник.
 
Шулунова Е.К.
Театр как элемент кода взаимодействия традиций русского и китайского театрального искусства (вторая половина 20 века - начало 21 века)
Статья рассматривает историю, современное состояние культурного взаимодействия российского и китайского театров, которое охватывает вторую половину 20 и начало 21 веков. Основное содержание делится на несколько этапов: активизация сотрудничества в театральной сфере в 50-е годы, перерыв и возрождение связей (1960–1980-е годы), новый подъём российско-китайского театральное сотрудничества на современном этапе (XXI век). Исторический опыт демонстрирует глубокую интеграцию и влияние театральных традиций двух стран. Текущие тенденции отражают перспективность дальнейшего развития театрального сотрудничества и потенциал позитивного воздействия на мировую культуру такой совместной деятельности.
Ключевые слова: история театральных контактов, русская драма, советский театр, китайский театр, Россия, Китай, переосмысление, взаимодействие.
 
Троепольский Д.К.
Роль музыкального продюсера как культурного посредника в цифровую эпоху: трансформация функций и стратегий
В статье анализируется трансформация роли музыкального продюсера в условиях цифровой эпохи. Продюсер рассматривается как культурный посредник, соединяющий творческие, технологические и маркетинговые аспекты музыкального производства. Особое внимание уделено влиянию цифровых платформ, рекомендательных алгоритмов и социальных сетей на стратегию релизов, взаимодействие с аудиторией и вопросы авторства.
Ключевые слова: музыкальный продюсер, цифровая музыка, культурный посредник, стриминг, рекомендательные алгоритмы, социальные сети, UGC, религиозная стратегия, авторское право, музыкальная индустрия.
 
Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
Ренессанс с цифровым лицом: переизобретение гуманитарного знания в эпоху технологий
В статье рассматривается переосмысление гуманитарного знания в эпоху цифровых технологий, характеризуемое как «Ренессанс с цифровым лицом». Анализируются три ключевых проблемы: технологический вызов и этический вакуум, кризис идентичности в цифровую эпоху и методологическая революция в гуманитарных науках с использованием цифровых инструментов. Особое внимание уделяется государственному запросу на развитие гуманитарных наук как инструмента мягкой силы и национальной безопасности, а также появлению новых междисциплинарных и межотраслевых направлений, таких как нейрогуманитарные науки, экологические гуманитарные науки, гуманитарные науки данных и др. Подчеркивается опасность «научного огораживания», мешающего интеграции знаний и решению сложнейших проблем современности. В статье исторически обоснована необходимость постоянного обновления гуманитарного знания. 
Ключевые слова: гуманитарные науки, цифровизация, междисциплинарность, методологическая революция, этика технологий, кризис идентичности, новые науки, интеграция знаний, мягкая сила.
 
Ашнокова Л.М.
Павельева Т.Ю.
Влияние молодежной субкультуры на менталитет
В статье анализируются молодежные субкультуры, причины их появления и распространения, последствия их воздействия на менталитет молодежи. Наряду с более устойчивым менталитетом большинства современной российской молодежи, существует и ментальность, в большей степени подверженная культурным условиям формирования, характерным для данного исторического периода. Поскольку усвоение культурных ценностей у молодежных групп происходит неодинаково, можно говорить о ментальностях, обусловленных различной культурой, сосуществующих с более устойчивым менталитетом.
Ключевые слова: менталитет, ментальность, кризис системы ценностных ориентаций, молодежная субкультура, противоречивая трансформация ментальности молодежи.
 
Аджиева З.И.
Ногайлиева М.Х.
Тохчуков М.О.
Хубиев И.Х.
Сравнительный анализ правового обеспечения защиты персональных данных в Российской Федерации и зарубежных странах
В статье рассматриваются особенности правового регулирования защиты персональных данных в различных юрисдикциях, с акцентом на сравнительный анализ законодательств Европейского союза, России и Китая. Особое внимание уделяется принципам, механизмам ответственности и требованиям к обработке и хранению данных. Проанализированы различия в подходах к приоритетам защиты прав личности, национальной безопасности и публичных интересов. Описаны эволюция нормативных актов, а также проблемы трансграничной передачи и обеспечения безопасности персональных данных в условиях международной цифровой среды. Сделан вывод, что российское законодательство стремится соответствовать международным стандартам, сочетая контроль и защиту прав граждан в современных условиях.
Ключевые слова: персональные данные, защита данных, Россия, Китай, законодательство, конфиденциальность, национальная безопасность, кибербезопасность, трансграничная передача данных, ответственность, правовая регламентация, цифровые технологии.
 
Бакка С.В. 
Киселева Н.Ю.
Галустьян О.Р.
Шестакова А.А.
Жук К.М.
Динамика списка видов в региональной Красной книге: анализ изменений
В работе проанализирована динамика изменения видовых списков в трех изданиях Красной книги Нижегородской области. Рассчитан индекс сходства видовых списков трех изданий региональной Красной книги по Жаккару. Исследованы и систематизированы причины внесения видов в региональную Красную книгу и исключения из нее. Изучены изменения категорий природоохранного статуса редких видов живых организмов. 
Ключевые слова: Красная книга, охрана природы, живые организмы, охраняемые виды.
 
Борлакова М.А.
Байрамуков М.Х.
Чочуев Э.Р.
Абдиев И.Р.
Эбзеев Р.Д.
Искусственный интеллект в обучении информатике в условиях цифровизации
В эпоху цифровой трансформации внедрение и совершенствование систем искусственного интеллекта (ИИ) становится существенным фактором прогресса современного социума. Внедрение информационных и когнитивных разработок обусловливает глубокие перемены во всех аспектах существования человека, в том числе в технологической, экономической, общественной и образовательной среде, представляющую особую значимость, где цифровизация и ИИ находят все более широкое применение. ИИ может быть использован для персонализированного подхода к обучению, разработки гибких образовательных программ и методик, оценки успехов обучающихся и прогнозирования их потребностей. Как инструмент ИИ может быть также эффективен при разработке имитационных моделей и виртуальных ассистентов, способствующих усвоению учебных дисциплин студентами.
Ключевые слова: цифровизация, искусственный интеллект, образовательный процесс, когнитивные технологии, моральные аспекты искусственного интеллекта.
 
Дашу Ли
Синьлу Ян
Текущее состояние, ключевые вопросы и тенденции зарубежных исследований по проблеме поддержки обучающихся со стороны преподавателя (на основе визуального анализа Cite Space)
К поддержке обучающихся со стороны преподавателя относятся такие аспекты, как понимание, удовлетворение их потребностей в обучении и содействие им в достижении образовательных целей. Целью данного исследования является тематический обзор и визуальный анализ зарубежных академических исследований по вопросу поддержки обучающихся со стороны преподавателя, что обеспечит данные для последующих, более глубоких исследований. Материалом для данного исследования стали источники, проиндексированные в базе данных научной литературы Web of Science с 2004 по 2024 год. С помощью технологии визуализации Cite Space 6. 4. R1 авторами составлена карта научных знаний, изучены состояние, ключевые вопросы и тенденции исследований. Как показывают результаты, в последние 20 лет наблюдается заметный рост количества зарубежных исследований по проблеме поддержки обучающихся со стороны преподавателя. Ключевые исследовательские вопросы по теме включают влияние поддержки со стороны преподавателя на академическую успеваемость, психическое здоровье и социальное поведение обучающихся. Ожидается, что последующие исследования по теме будут сосредоточены на вопросах междисциплинарной интеграции.
Ключевые слова: поддержка со стороны преподавателя, CiteSpace, состояние исследований, ключевые вопросы исследований, тенденции исследований.
 
Сяожань Дэн
Тин Ван
Исследование путей и механизмов продвижения цифровой трансформации в области высшего образования
Цифровизация образования - это всесторонняя и систематическая трансформация системы образования с использованием цифровых технологий, таких как большие массивы данных, искусственный интеллект, облачные вычисления данных и Интернет вещей. С помощью цифровых технологий реконструируются модели преподавания в сфере образования, оптимизируются процессы управления образованием и внедряются инновационные формы предоставления образовательных услуг для повышения качества образования. Однако в процессе цифровой трансформации высшего образования по-прежнему существует ряд проблем, таких как неравномерное распределение образовательных ресурсов, недостаточная цифровая грамотность среди преподавателей и студентов и отсутствие системы оценки преподавания, которые влияют на эффективность преподавания и качество обучения.
В статье анализируются движущие силы и существующие проблемы цифровой трансформации в высшем образовании, предлагается путь цифровой трансформации в контексте высококачественного развития посредством таких аспектов, как реструктуризация моделей преподавания, содействие совместному использованию учебных ресурсов и оптимизация систем оценки преподавания.
Также предлагается механизм содействия преобразованию с точки зрения совершенствования дизайна на высшем уровне, углубления социального спроса, продвижения технологических инноваций и повышения грамотности преподавателей и студентов, чтобы обеспечить ориентир для цифровой трансформации университетов и оказать серьезную поддержку в продвижении качественного развития высшего образования.
Ключевые слова: Высшее образование, цифровая трансформация, путь трансформации, механизмы продвижения, цифровые технологии.
 
Феоктистов С.В.
Развитие международного этнографического туризма на трансграничной территории «Амурская область – провинция Хэйлунцзян (КНР)» на примере национально-этнографического парка города Хэйхэ
В статье представлен обзор концепции этнографического туризма, приведено описание российско-китайского национально-этнографического парка города Хэйхэ (КНР) как дестинации этнографического туризма, проанализированы проблемы использования этого туристского объекта российскими туристами, определены рекомендации для популяризации парка в российских СМИ и в русскоязычном Интернете. Также в статье приведены результаты анкетирования по изучению потенциального туристского интереса граждан Российской Федерации к посещению национально-этнографического парка города Хэйхэ и дестинаций этнографического туризма и кинотуризма в КНР в целом. 
Ключевые слова: этнографический парк, этнографический туризм, международный туризм, провинция Хэйлунцзян.
 
Старых С.М.
Еремина А.А.
Неправомерное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные: толкование признаков и некоторые проблемы квалификации
Статья посвящена исследованию на тему неправомерного использования к компьютерной информации и изучение особенностей данного общественно-опасного деяния. Автором будут рассмотрены основные понятия и признаки неправомерного использования компьютерной информации, проанализирована основные квалификационные факторы, а также рассмотрена судебная практика, касающаяся неправомерного использования компьютерной информации. 
Ключевые слова: неправомерное использование компьютерной информации, преступления в сфере компьютерной информации, информационные общественно-опасные деяния.
 
Терновая Л.О.
Чапкин Н.С.
Нулевой километр как геополитический индикатор
Статья посвящена феномену «нулевого километра» как культурного, исторического, геополитического и символического явления. Рассматриваются различные исторические примеры и интерпретации этого понятия, включая римский Milliarium Aureum и его роль в организации пространственного и временного восприятия. Анализируются сакральные и геополитические аспекты, связанные с понятием центра и оси мира (Axis Mundi), а также трансформация символики нулевого километра в современности. В работе представлен междисциплинарный подход, объединяющий историю, геополитику, антропологию, философию времени и культурологию, что позволяет понять значение пространственных координат в формировании национальной идентичности и культурных кодов.
Ключевые слова: нулевой километр, Milliarium Aureum, Axis Mundi, сакральная геометрия, пространственная идентичность, культурные коды, геополитика, историческое пространство, пространственно-временные координаты, символизм, междисциплинарное исследование, национальная идентичность.
 
Щупленков О.В.
Щупленков Н.О.
Реализация свободы творчества в образовании посредством работы международных институтов
В статье авторами проведен детальный анализ факторов, обусловливающих автономию конституционной свободы преподавания и научной деятельности в рамках общей системы прав и свобод человека. Среди выявленных факторов следует выделить конституционную формализацию данных свобод, специфику их реализации, субъектный состав носителей, содержательные особенности, а также вариативность интерпретаций в контексте конституционно-правового регулирования и правоприменительной практики. Опираясь на обобщенный зарубежный опыт, авторы приводят дополнительные аргументы в пользу необходимости максимальной защиты профессиональной деятельности от произвольного и некомпетентного вмешательства со стороны государственных органов. Данный вывод подкрепляется анализом международных стандартов и практик, демонстрирующих значимость обеспечения автономии академической и научной сфер для устойчивого развития общества и поддержания высокого уровня профессионализма.
Ключевые слова: глобализм, концепции, модели, открытое общество, педагогика, цифровая грамотность, цифровые технологии, ЮНЕСКО.
 
Баглиева А.З.
Проблема личности в исламе и критика ее атеистической интерпретации
Разнообразные процессы, происходящие в современном мире имеют своим следствием угрозы для свободного развития личности, что, в конечном итоге, неминуемо приводит к дегуманизации. В итоге, не находя ответы на свои вопросы, молодежь обращается к религии и религиозным ценностям. В статье автор акцентирует внимание на том, что гуманистическая сущность религии часто сама по себе испытывает необходимость в своеобразной экспликации, в том числе и в исламе. В мусульманской религии содержится два главных положения, тесно связанные с личностью и ее проблемами. Это, во-первых, Бог обезличенный и второе – незыблемый догмат, не подлежащий никакому сомнению - предопределение. Автор выделяет основные и главные проблемы, содержащиеся в исламе – проблема взаимоотношений между Богом и человеком; взаимоотношения между человеком и обществом.
Ключевые слова: исламская антропология, христианская антропология, гуманизм, божественное предопределение, поклонение, свобода воли.
 
Абазалиева М.М.
Эволюция взаимодействия государства и религиозных организаций в России
Одной из важнейших составляющих российской истории являются государственно - церковные (позже государственно-конфессиональные) отношения, предопределившие основные этапы развития не только российской государственности, но и правовой системы. В государственно-конфессиональных отношениях в России очень много традиционного, сознательно воспроизводимого, причем это отражается и в деятельности государственных органов, и в общественном сознании. Религиозная многоконфессиональность народа является неоспоримым духовным и политическим богатством России. Складывавшаяся веками в России традиция взаимодействия государства и религиозных организаций не только сохраняется, но и развивается. Данные отношения регулируются различными правовыми нормами, которые устанавливают государственный режим Российской Федерации и правовой статус религиозных организаций.
Ключевые слова: религиозные организации, государство, государственно-конфессиональные отношения, Конституция Российской Федерации.
 
Аджиева З.И.
Эльдарова А.А.
Токова С.И.
Проблемы правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации общества
В данной статье рассматриваются проблемы правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в цифровой среде. Выделяются ключевые вызовы, связанные с ростом цифровых угроз, отсутствием единой и актуальной нормативной базы, а также необходимостью формирования у детей информационной культуры и ответственности в использовании информационно-коммуникационных технологий. Автор анализирует пробелы в законодательстве, указывает на важность внедрения новой Концепции информационной безопасности детей, правового закрепления категории «цифровой представитель» и цифровой зрелости ребенка. Особое внимание уделяется вопросам дистанционного обучения, роли семьи, школы и государства в защите детей от деструктивного воздействия информационного пространства. В заключение подчеркивается необходимость комплексного и межведомственного подхода для формирования правовой среды, способствующей безопасному и гармоничному развитию детей в цифровом обществе.
Ключевые слова: информационная безопасность, несовершеннолетние, цифровая среда, правовое регулирование, цифровая культура, цифровая зрелость, цифровой представитель, кибербезопасность, защита детей, дистанционное обучение, цифровые технологии, информационная культура, цифровые угрозы, кибербуллинг, персональные данные, правовая культура, нормативно-правовая база.
 
Бобрович-Волкова П.В.
Прошлое, настоящее и будущее волонтерского движения в России
В исследовании рассматривается феномен волонтёрского движения в современной России как важнейший элемент гражданского общества и индикатор уровня социальной консолидации. Целью работы является комплексный анализ исторических, институциональных и социокультурных аспектов развития добровольчества в России, выявление факторов, определяющих его динамику, и определение перспектив дальнейшего развития. В задачи исследования входило изучение этапов становления волонтёрского движения, анализ его правовых и организационных основ, а также рассмотрение мотивационных и ценностных характеристик участия граждан в добровольческой деятельности. Методологическую основу составили историко-сравнительный, институциональный и социокультурный подходы, а также методы анализа, синтеза и прогноза, позволившие охватить многоуровневую природу волонтёрства. Результаты исследования показали, что волонтёрское движение в России прошло путь от религиозно-нравственной благотворительности и идеологически обусловленного советского добровольчества до современной институционализированной формы гражданской активности. Практическая значимость работы заключается в возможности использования её выводов для совершенствования государственной политики в сфере поддержки добровольчества, разработки образовательных программ, стимулирующих вовлечение молодёжи, и укрепления механизмов взаимодействия государства, общества и бизнеса. Исследование подчёркивает роль волонтёрства как инструмента социальной устойчивости, развития гражданской ответственности и консолидации российского общества.
Ключевые слова: волонтёрство, гражданское общество, социальная активность, добровольчество, институционализация, социальная консолидация.
 
Гукова Т.А.
Озова А.М.
Шорова Л.К.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Обсуждение преимуществ и трудностей, возникающих при реализации инклюзивных образовательных подходов в дошкольных учреждениях, является крайне актуальным на современном этапе развития образования. Нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование в ДОУ, принципы создания доступной образовательной среды для детей с ОВЗ, а также реальные проблемы, возникающие при внедрении инклюзии в современных детских садах, стимулируют трансформацию образовательной системы, позволяют разрабатывать инновационные модели организации образовательного процесса. Инклюзивное обучение представляет собой модель образовательного процесса, где все дети, вне зависимости от их индивидуальных характеристик интегрированы в единую образовательную среду. Дошкольные образовательные учреждения адаптируют свои методики и программы, принимая во внимание особые образовательные нужды каждого ученика и предоставляя необходимую специализированную помощь. Такой подход обеспечивает равные возможности для всех детей, способствуя их полноценному развитию и социализации.
Ключевые слова: инклюзивные образовательные подходы, инклюзивное обучение, образовательный процесс, дошкольные образовательные учреждения.
 
Ещенко Т.В.
Исследование огнезащитных материалов. Технология обработки древесных плит
В статье рассматриваются современные подходы к повышению огнестойкости древесных плит, широко используемых в строительстве в качестве отделочных и напольных материалов. Обоснована необходимость применения огнезащитной обработки ввиду высокой горючести древесных композитов и их способности к интенсивному выделению тепла при возгорании. Проведён анализ механизмов действия антипиренов — по теории изоляции и разбавления газов, а также рассмотрены неорганические и органические огнезащитные составы, включая фосфор-, азот- и борсодержащие соединения. Подробно описаны технологические методы обработки: погружной, поверхностного нанесения и интеграция в процессе производства плит. Особое внимание уделено комбинированным решениям, обеспечивающим долговременную и устойчивую огнезащиту. Работа ориентирована на специалистов в области строительных материалов, пожарной безопасности и промышленной технологии деревообработки.
Ключевые слова: огнезащита, древесные плиты, антипирены, огнестойкость, химическая обработка, технологии пропитки, строительные материалы, пожарная безопасность.
 
Зотова А.А.
Акимова М.П.
Событийные практики как инструмент модернизации музейной коммуникации с молодежью
С каждым годом в России набирает популярность такой инструмент как special events, проводимые организациями с целью формирования позитивного имиджа. Все больше компаний внедряют данный инструмент в свои коммуникационные практики. В связи с растущей конкуренцией музею тоже крайне важно адаптироваться к среде и применять современные коммуникационные технологии, а именно специальные мероприятия. Многие музеи не задействуют их в полной мере, недооценивая результативность такого приема. Подобные события помогают достичь многих, важных для организации, коммуникационных целей: привлечь внимание новой аудитории к учреждению, повысить лояльность существующих потребителей, улучшить репутацию и обеспечить присутствие в поле зрения СМИ, что способствует повышению осведомленности об организации. Благодаря задействованию данного инструмента аудитория получает уникальных опыт и запоминающиеся впечатления. В совокупности все названные факторы делают special events неотъемлемой частью коммуникационной кампании организаций в современном мире, вследствие чему подтверждается актуальность исследования.
Ключевые слова: специальные мероприятия, музеи Москвы и России, популяризация культурного наследия страны, формирование имиджа музеев, коммуникационные технологии.
 
Мэн Чжан
Цзин Ли
Механизм интеграции и практическое исследование обучения волонтерскому служению в системе идеологического и политического воспитания в школах
Основываясь на важном выступлении Генерального секретаря Си Цзиньпина о социальной работе, эта статья подробно исследует механизм и практический путь интеграции обучения волонтерской работе в систему идеологического и политического образования в школах как с теоретической, так и с практической точек зрения.
В данной работе анализируется внутренняя связь между обучением волонтерской деятельности и идеологическим и политическим воспитанием в школах. Кром того, разъясняется важность и целесообразность интеграции обучения волонтерской деятельности в школьную систему идеологического и политического образования.
В статье приводятся теоретические и практические рекомендации для дальнейшего содействия эффективному внедрению обучения волонтерской работе в рамках идеологического и политического образования в школах, с тем чтобы повысить идеологическую и политическую грамотность учащихся и подготовить всесторонне развитые таланты для новой эры.
Ключевые слова: обучение волонтерскому служению, идеологическое и политическое воспитание в школе, практическое изучение, механизм интеграции, рассуждения об общественной работе.
 
Пятицкая А.В.
Формирование профессиональной культуры безопасности в техническом ВУЗе
Формирование культуры безопасности в вузе – стратегическая необходимость, обусловленная многообразием современных угроз: физических, техногенных, цифровых, психологических и социальных. Высшая школа выступает инкубатором профессионального сознания, где закладываются ценности будущих инженеров, программистов, управленцев. Безопасность должна стать частью инженерного мышления и повседневной практики. В статье обосновывается комплексный подход к развитию культуры безопасности через обучение, инфраструктурные меры, поддержку психологического климата и интеграцию обеспечения безопасности в техническую дисциплину. Цель – подготовка не просто компетентных, а ответственных специалистов, для которых «безопасность по умолчанию» является профессиональным императивом.
Ключевые слова: культура безопасности, вуз, риски, образовательные программы, дисциплины.
 
Хван Д.А.
Стратегия деконструкции политических мифов в условиях цифровой симуляции
В цифровом пространстве политический миф утрачивает черты устойчивой идеологической конструкции и приобретает форму фрагментарных символов, мгновенно воспроизводимых алгоритмами и визуальными кодами. Их появление связано с изменением характера политической коммуникации – цифровые платформы переводят политический миф из сферы идеологических смыслов в сферу знаковых образов, в которой ключевую роль играют повторяемость, эмоциональная окрашенность и механизмы рекомендаций. В условиях массовой цифровой симуляции политический миф становится важным ресурсом цифровой легитимации, требующим отдельного исследовательского анализа. Цель исследования – разработать стратегию деконструкции политических мифов в условиях цифровой симуляции. Методы исследования: обобщение, синтез, сравнительный анализ, теоретическое моделирование. Результаты: а) рассмотрены теоретические основания анализа мифа в цифровой среде (Ж. Бодрийяр, К. Манхейм, М. Фуко); б) предложена типология цифровых политических мифов (миф о нейтральности алгоритмов, символически «свёрнутые» образы, эмоционально-мобилизующие лозунги, постфактуальные мифы); в) предложена модель стратегии деконструкции, включающая три основных этапа (выявление повторов, разбор смысла, анализ каналов распространения); г) разработана авторская концептуальная модель цифрового производства и воспроизводства политического мифа; д) выделены четыре функции цифрового мифа – легитимация, стабилизация, отвлечение, управление эмоциями. В исследовании получены следующие значимые выводы: во-первых, показано, что цифровой политический миф является ключевым элементом политической цифровой симуляции; во-вторых, выявлено, что его воспроизводство поддерживается алгоритмическими механизмами и ритуализированными практиками; в-третьих, обосновано, что стратегия деконструкции позволяет выявить несоответствие между символической формой и институциональной практикой; в-четвёртых, сделан вывод о том, что деконструкция выступает как исследовательским приёмом, так и формой политической ответственности, возвращающей субъекту способность к критической интерпретации в условиях цифровой среды.
Ключевые слова: политические мифы, цифровая симуляция, деконструкция, разбор смысла, интерпретация носителя, цифровая легитимация.
 
Щербань А.В.
Аэрогель - новый теплоизоляционный строительный материал
В статье рассматриваются современные аэрогелевые материалы как перспективные теплоизоляционные строительные компоненты. Приведены основные методы получения аэрогелей, включая золь-гель процесс и различные способы сушки. Проведена классификация аэрогелей по химическому составу: оксидные, органические, углеродные и карбидные, охарактеризованы их физико-механические и термоизоляционные свойства. Особое внимание уделено применению аэрогелей в строительной отрасли, включая их использование в качестве добавок к традиционным материалам для повышения энергоэффективности зданий. Показаны перспективы дальнейшего развития аэрогелевых технологий в условиях растущих требований к устойчивому строительству.
Ключевые слова: аэрогель, теплоизоляция, золь-гель, наноструктура, пористость, теплопроводность, строительные материалы.
 
 
 

Авторы

Абазалиева М.М. - кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Абдиев И.Р. - обучающийся 3 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Аджиева З.И. - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственные и административно-правовые дисциплины. Юридический институт Северо-Кавказской государственной академии.
Акимова М.П. - лаборант-исследователь высшей школы креативных индустрий. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
Алексеева Г.В. - доктор искусствоведения, профессор. Дальневосточный федеральный университет.
Ашнокова Л.М. - доктор философских наук, профессор кафедры философии. Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова.
Баглиева А.З. - доктор философских наук. Заведующий кафедрой социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».
Бай Дунпэн - магистр. Дальневосточный федеральный университет.
Байрамуков М.Х. - обучающийся 3 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Бакка С.В. - кандидат биологических наук. Ведущий научный сотрудник, Государственный природный заповедник «Нургуш».
Барсуков Р.Р. - преподаватель кафедры тактики и боевой работы, майор. Саратовское высшее артиллерийское командное училище, г. Саратов. ORCID: 0009-0008-1008-9471
Бобрович-Волкова П.В. - НИ Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Аспирант кафедры политических наук.
Борлакова М.А. - старший преподаватель кафедры цифровой инженерии и сетевых технологий. Северо-Кавказская государственная академия.
Бянь Мэнлэй - бакалавр. Нэйцзянский педагогический институт.
Варин Э.А. - профессор кафедры бальной хореографии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия), декан хореографического факультета АГИК.
Васильченко А.В. - кандидат культурологии, доцент кафедры «История и культурология», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.
Галустьян О.Р. - магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина.
Герасименко Т.Л. - старший преподаватель. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Гукова Т.А. - кандидат педагогических наук. Заведующая МКДОУ (Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение) 26 «Ивушка».
Дашу Ли - Колледж иностранных языков, Синьцзянский педагогический университет, Урумчи, провинция Синьцзян, Китай.
Еремина А.А. - кандидат юридических наук, курсант 3208 учебного взвода. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя. 
Ещенко Т.В. - старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. 
Жук К.М. - магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина.
Захарова В.А. - младший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН (Институт Китая и современной Азии Российской академии наук).
Зенина Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Зотова А.А. - старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
Зыкова Т.В. - научный руководитель Национального центра В.П. Астафьева в Овсянке, старший преподаватель кафедры «Информационные технологии в креативных и культурных индустриях» Гуманитарного института Сибирского Федерального Университета.
Кириченко Н.С. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Изобразительного искусства» Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск.
Киселева Н.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент, Доцент кафедры биологии, экологии и методик обучения, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина.
Ло Дэся - аспирант кафедры культурологии и дизайна. Алтайский государственный университет.
Мальцева Л.В. - доктор педагогических наук, профессор, доцент. Кубанский государственный университет, г. Краснодар.
Матвеева Е.А. - кандидат культурологии, преподаватель ОСПДО. Энгельсский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Энгельс. ORCID: 0009-0006-1099-4725
Мэн Чжан - магистр философии. Университет Хэйхэ, Хэйхэ, Китай.
Ногайлиева М.Х. - кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии. Факультет экономики и управления, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Озова А.М. - методист МКДОУ (Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение) 26 «Ивушка».
Павельева Т.Ю. - доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социального управления. Московский государственный технологический университет «Станкин».
Полонникова А.А. - старший преподаватель. Кубанский государственный университет, г. Краснодар.
Пятицкая А.В. - кандидат социологических наук, доцент кафедры техники и технологии. Каменский технологический институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Синьлу Ян - Колледж иностранных языков, Синьцзянский педагогический университет, Урумчи, провинция Синьцзян, Китай.
Старых С.М. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя. 
Стрижова Е.В. - старший преподаватель. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Сяожань Дэн - Сианьский университет Шию, Сиань, Шэньси, Китай.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тин Ван - Сианьский университет Шию, Сиань, Шэньси, Китай.
Токова С.И. - старший преподаватель кафедры экономики и прикладной информатики. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Тохчуков М.О. - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии Факультет экономики и управления, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Троепольский Д.К. - Член Российского музыкального союза гильдии звукорежиссеров, старший преподаватель факультета искусств кафедры «Музыкальная звукорежиссура». Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов.
Уснова А.Л. - доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна, доцент. Алтайский государственный университет.
Феоктистов С.В. - кандидат географических наук, доцент кафедры международного бизнеса и туризма. Амурский государственный университет.
Хван Д.А. - независимый исследователь.
Хубиев И.Х. - студент. ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Цзин Ли - доцент. Университет Хэйхэ, Хэйхэ, Китай.
Чапкин Н.С. - старший преподаватель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова". Базовая кафедра цифровой экономики института развития информационного общества.
Чочуев Э.Р. - обучающийся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Шестакова А.А. - кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и зоологии, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобчевского.
Шиндель В.В. - vгистрант. ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов. ORCID: 0009-0005-9922-8156
Ши Юйцин - старший преподаватель. Нанкинский университет науки и технологии, Китай.
Шорова Л.К. - заместитель заведующей МКДОУ (Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение) 26 «Ивушка».
Шулунова Е.К. - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра изучения культуры Китая, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук.
Щербань А.В. - ассистент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.
Щупленков О.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки, 
Щупленков Н.О. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки.
Эбзеев Р.Д. - обучающийся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Эльдарова А.А. - ассистент кафедры информатики и вычислительной математики. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.