Том 11.  Выпуск 6.  (№ 35)

 
 
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
  
 

Содержание

  
 
Актуальные вопросы науки и инновации
Текеева Л.А., Боташева М.М. К вопросу о ведении протокола при рассмотрении дела кассационным судом в гражданском судопроизводстве
14
Текеева Л.А., Бытдаева Ф.И. Процессуальные аспекты эмансипации несовершеннолетних
24
Текеева Л.А., Кубанова А.М. Обращение прокурора в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав граждан: вопросы теории и практики
36
Попова Ю.И. Роль полилингвального образования в сохранении языкового и культурного наследия народов
46
 
Культурология
Лукина А.Г. Творчество Национального театра танца РС(Я) имени С.А. Зверева-Кыыл Уола: синтез традиционного и современного
56
Мэн Чжан Практический путь возрождения сельской культуры через призму всестороннего содействия возрождению сельской местности
75
Вэй Тяньци Подходы к классификации русской религиозной музыки: жанровое разнообразие, функции, исполнительская культура: к постановке проблемы
89
Ху Сяожуй Китайский классический балет и западноевропейский балет: различия и интеграция
99
Чжан Мэньюй Влияние музыкального сопровождения на семантику и функциональные особенности русского и китайского народного танца
108
Чжан Юйян Развитие культуры в Китае в период династии Цин
116
Чэнь Юй Культурный обмен и культурное сотрудничество России и Китая с кон-ца ХХ столетия по настоящее время
128
 
Журналистика, филология
Ли Хаожань Развитие и влияние социальных медиа на спортивный танец
139
Сунь Хэн Журналистика данных как современное направление журналистики
148
Чжан Сяожань Политические лексические инновации как фактор развития русского языка в постсоветскую эпоху
157
Ван Кайсинь Когнитивные различия сходных слов в русском и китайском языках
167
Ли Сюэ Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций
175
Ли Сяовэй Сравнительное исследование основных средств массовой информации в России и Китае
183
 
Социология
Ян Цзюньхун Скрытый голос: опыт обучения женщин Китая в сельской школе в 1950 – 1960-е годы
196
 
Педагогика
Ма Янин Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста
215
Ван Лися Инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования: тенденции изменений 225
Ли Ингвэнь Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования 237

Политология
Востриков К.В., Вэй Илинь Философский концепт «сообщества единой судьбы человечества» в контексте конституционных поправок как ответ Китая на глобальные вызовы
250
Борлакова М.А., Бостанова Л.М., Тамбиева А.Р., Акбаева А.Х., Борлакова Д.А. Формирование цифровой культуры субъектов образования
264
Лили Хуан, Ин Ван, Бэй Хэ Исследование сюжетно-повествовательных стратегий документальных фильмов об этнических меньшинствах
274
Жэнь Шаньшань, Сунь Ань Причина возникновения барьеров в процессе межкультурной коммуникации среди иностранных студентов в Китае, и ответные меры (на примере шанхайского политико-юридического университета)
289
Текеева Л.А., Кочкарова М.Х. О некоторых аспектах усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами
304
Цин Цзинь, Лили Вэнь Значение и траектория интеграции «красной культуры» в идейно-политическое образование в университетах
314
Чэн Вэньцян Развитие и опыт политического сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества
331
Рыбальченко К.А., Тен К.И. Дезинтеграционные процессы в Европейском Союзе
345
Семенов П.М. Расширение виртуального игрового мира при помощи искусственного интеллекта: опыт модификации видеоигры Skyrim
353
 
Аннотации
 
367
Авторы
389
 
  
 
 

Аннотации

 
Текеева Л.А.
Боташева М.М. 
К вопросу о ведении протокола при рассмотрении дела кассационным судом в гражданском судопроизводстве
Данная статья посвящена вопросу отсутствия в Гражданском процессуальном кодексе нормы, обязывающей суды кассационной инстанции вести протокол судебного заседания. Протокол является процессуальным средством защиты и возможностью фиксировать все процессуальные действия участников судопроизводства, следовательно, представляется необходимым изменить норму ГПК РФ, регламентирующую вопросы ведения протокола в кассации, и обязать суды кассационной инстанции составлять протокол, а также ввести иные нововведения в эту систему.
Ключевые слова: суды кассационной инстанции, кассация, протокол судебного заседания, аудиопротоколирование.
 
Текеева Л.А.
Бытдаева Ф.И.
Процессуальные аспекты эмансипации несовершеннолетних
Статья посвящена рассмотрению проблемных аспектов, связанных с признанием несовершеннолетних граждан полностью дееспособными. В регулировании процедуры эмансипации существует множество как материально, так и процессуально-правовых недостатков, требующих более подробной регламентации. Анализ гражданского законодательства, посвященного правовой регламентации института эмансипации, позволяет выявить проблемные аспекты.
Ключевые слова: правовой статус, дееспособность, гражданская дееспособность, эмансипация, институт эмансипации, несовершеннолетний, гражданские права, обязанности, родители.
 
Текеева Л.А.
Кубанова А.М.
Обращение прокурора в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав граждан: вопросы теории и практики
Статья посвящена проблемным аспектам обращения прокурора в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав граждан, поскольку участие прокуратуры в гражданском процессе играет важную роль в обеспечении принципа справедливости и равноправия всех перед законом и судом. Особое внимание обращено спорным вопросам, связанным с основаниями обращения прокуратуры с иском в суд для дальнейшего разрешения вопроса о нарушенном праве. 
Ключевые слова: прокурор, прокуратура РФ, конституция РФ, гражданское судопроизводство, гражданский процесс, исковое заявление, пересмотр судебных решений, защита прав граждан.
 
Попова Ю.И.
Роль полилингвального образования в сохранении языкового и культурного наследия народов
В работе исследуется важность полилингвального образования как ключевого фактора в сохранении многообразия языков и культур среди различных народов. Автор подчеркивает, что в условиях глобализации и культурного смешения сбережение уникальных языков и традиций становится все более актуальной задачей.
Также в работе рассматривается, каким образом полилингвальное образование способствует поддержанию многоязычности и позволяет людям сохранять свое культурное наследие через язык. Исследуются методики и программы, разработанные для стимулирования полилингвального образования, и их влияние на укрепление межкультурного понимания.
Автор статьи предостерегает от возможной утраты культурной и языковой гетерогенности, отмечая, что полилингвальное образование способствует уважению и продвижению разнообразия языков и культур, и призывает интеграции полилингвального образования в образовательные системы, а также к содействию государственных и международных организаций в сохранении культурного наследия народов через поддержку языковых множеств.
Ключевые слова: полилингвальное образование, языковое и культурное наследие, интеграция, образовательный процесс.
 
Лукина А.Г.
Творчество Национального театра танца РС(Я) имени С.А. Зверева-Кыыл Уола: синтез традиционного и современного
Актуальность темы определяется необходимостью внедрения и освоения традиционных ценностей в современной сценической хореографии. Актуальность темы также обусловлен и тем, что в науке недостаточно изучен и разработан вопрос сохранения и развития ключевых основ этнической культуры в сценических формах современного театра. Также недостаточно разработаны вопросы соотношения традиционного и современного в этнической хореографии. Недостаточно изучены механизмы сохранения, адаптации традиционных танцев в современности. Между тем сценические формы искусства дают возможность сохранить смыслы, идеи, сюжеты в произведениях искусства, создаваемых авторами. Контент фольклорного наследия приобретает свободу выражения в сценических интерпретациях через призму авторского видения. Это один из путей трансляции культурного наследия народов через искусство, которое может создать новые смыслы созвучные времени. 
Сегодня актуальны вопросы интеграции культурного наследия и современного театра, адаптации и интеграции видов традиционной культуры в сценическом искусстве, создание спектаклей, где сохраняются и перерабатываются идеи и сюжеты культурного наследия в современных интерпретациях. В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития традиционного танцевального наследия якутов в сценической форме современного театра. Анализируются хореографические спектакли, этнобалеты, хореографические киноверсии Национального театра танца за последние десятилетия. Научная новизна заключается в том, что впервые проведено исследование механизмов сохранения и интерпретации культурного наследия якутов в хореографических спектаклях Национального театра танца имени С.А. Зверева-Кыыл Уола, выявлены проблемы сценической обработки и интерпретации идей и сюжетов фольклорного наследия якутов в сценическом танце. 
Цель — внедрение танцевального кода, идей, образов якутского танца в сценическом искусстве, выявление концептуальных подходов к проблемам сценической интерпретации, внедрение традиционных идей и сюжетов в театральном искусстве, сохранение самобытного языка якутского танца, интеграция традиционного и современного в сценических произведениях. В работе решаются задачи: анализ образной структуры, танцевальной лексики хореографических спектаклей, сохранение и интерпретация основных мотивов фольклорного наследия в хореографических спектаклях, сценическая обработка фольклорного танца, анализ новых форм якутского сценического танца, сегментирование идей, образов традиционного танцевального наследия народов Севера в систему современного сценического искусства. Методы исследования: анализ, изучение проблем интерпретации и функционирования элементов традиционного танцевального наследия народов Севера в современных формах сценического танцевального искусства.
Результаты исследования: выявление путей сохранения традиционной танцевальной культуры народов Севера, формирование механизмов сохранения традиционных танцев в современных формах сценического искусства, внедрение в структуру современного театра этнический компонент как эффективный способ сохранения традиционной культуры народов Якутии. В работе выдвигаются критерии и параметры требований к постановке хореографических спектаклей по мотивам образцов культурного наследия, создание спектаклей, соединяющих в себе традиционное и современное, создание новых культурных смыслов на основе традиционного. 
Ключевые слова: культура, традиции, фольклор, танец, наследие, образ, идея, смыл, лексика, код, интерпретация, сохранение, культурное наследие.
 
Мэн Чжан
Практический путь возрождения сельской культуры через призму всестороннего содействия возрождению сельской местности
Как отмечается в докладе XX Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, «самая трудная задача всестороннего строительства современного социалистического государства по-прежнему заключается в развитии сельской местности». Необходимо всесторонне содействовать возрождению сельских территорий, следовать установленному приоритету развития сельского хозяйства и сельских территорий, активно способствовать возрождению сельской промышленности, культуры, экологии и организаций. Всестороннее содействие возрождению сельской местности является важнейшим условием для достижения всеобщего благополучия на новом историческом этапе. Однако, в результате анализа выяснилось, что в существующем процессе возрождения сельской культуры все еще наблюдаются определенные противоречия и проблемы, которые влияют на реализацию стратегии возрождения сельских территорий. Автор данной статьи анализирует проблемы и вызовы возрождения сельской культуры через призму всестороннего содействия возрождению сельской местности, предлагает практический путь возрождения сельской культуры на новом историческом этапе, а также выдвигает ряд мнений и предложений по реформе и развитию системы возрождения сельской культуры в Китае, которые могут способствовать не только преодолению трудностей и сдерживающих факторов в текущем процессе возрождения сельской культуры, но и всестороннему возрождению сельской местности посредством возрождения сельской культуры.
Ключевые слова: возрождение сельской местности, культурное возрождение сельской местности, индустрия культуры в сельской местности, вызовы, практический путь.
 
Вэй Тяньци
Подходы к классификации русской религиозной музыки: жанровое разнообразие, функции, исполнительская культура: к постановке проблемы
Актуальность статьи обоснована тем, что на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации русской религиозной музыки, что влечет за собой необходимость изучения разных подходов и их актуальности в современном мире. Целью данной статьи является изучение существующей классификации русской религиозной музыки, а также ее исполнительской культуры и исполнительских особенностей в целом. Задачами данной статьи является рассмотрение традиционных, нетрадиционных, смешанных жанров относительно содержания произведений, направленности и особенностей индивидуального композиторского мышления. Научная новизна представлена структурированием существующих исследований о классификации жанров русской религиозной музыки. Отдельно в статье рассматривается жанр духовного концерта и его эволюция. В результате сделаны выводы об устоявшихся жанрах и их поджанрах.
Ключевые слова: религиозная музыка, религиозные жанры, русская религиозная музыка, духовная музыка, традиционные жанры, нетрадиционные жанры, классификация религиозной музыки, жанры духовной музыки.
 
Ху Сяожуй
Китайский классический балет и западноевропейский балет: различия и интеграция
В данной статье рассматривается история становления и развития китайского классического балета, который, несмотря на то, что вышел из китайского национального танца, впитал в себя особенности европейского балета. Рассматривая национальную специфику китайского классического балета, автор статьи показывает, как менялся китайский балет в процессе трансформации, начиная с середины ХХ века. Рассматривая особенности китайской балетной традиции и современное состояние китайского классического балета, автор статьи делает вывод, что, несмотря на западное влияние, китайский классический балет сохранил национальные черты, что свидетельствует о о его уникальности. Но тем не менее китайскому балету свойственен ряд недостатков, которые также упоминаются в статье. .
Ключевые слова: китайский классический балет, западноевропейский балет, национальные традиции, западное влияние, трансформация.
 
Чжан Мэньюй
Влияние музыкального сопровождения на семантику и функциональные особенности русского и китайского народного танца
В данной статье проведено исследование проблемы взаимосвязи народной музыки и танцев, влияние музыкального сопровождения на содержательную и ритмическую структуру китайского и русского народного танца. Наглядные примеры, приведенные в статье, доказывают, что инструментальная и вокальная музыка, сопровождающая танец, является не только выразительным средством, подчеркивающим движения, но и содержательной основой танца как театрального представления. В статье докапывается, что, несмотря на различие в танцевальных культурах, китайские и русские танцы представляют собой синтез мелодики и движения, отражая тем самым традиции народной культуры. Именно взаимосвязь танца и музыки несет в себе богатые культурные и исторические коннотации, раскрывает народную мудрость и культурную уникальность. 
Ключевые слова: китайский этнический танец, русский народный танец, на-родная музыка, ритм, народные традиции.
 
Чжан Юйян
Развитие культуры в Китае в период династии Цин
Династия Цин (1644-1912 гг.) была последней китайской династией и самой длинной династией, управляемой - маньчжурами из Маньчжурии, северо-восточнее от Великой китайской стены, которые были потомками чжурчжэней - людей, живущих вокруг областей, теперь известных как китайские провинции Цзилинь и Хэйлунцзян». Это естественным образом повлияло на мульти-культурный характер жизни в Китае этого периода. Известно также, что в списке 10 крупнейших империй в истории династия Цин стала одной из немногих, которые были перечислены как последние в рядах великих империй во всем мире. Династия Цин считалась пятой по величине империей в истории человечества, площадь завоеванных земель которой составляла 14,7 миллионов километров по всему миру. В период Цинь императоры провозгласили себя покровителями изобразительного искусства и литературы. В знатных кругах появилось немало деятелей искусства, которые творили с целью закрепления своего социального статуса. В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно, написанные красками на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII – начала XVIII века представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествовательной живописи. В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 – 1754 гг. закладываются основы сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских писателей цзацзуань. Несмотря на то, что поэзия была популярна в кругах учёных мужей, авторами большинства произведений в этом жанре, как ни странно, были женщины. Особое место в культуре Китая цинского периода продолжало занимать декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в производстве художественного фарфора, появляются более насыщенные красные эмали. По примеру европейской керамики, китайская начинает делиться на две условные «семьи» по использованию фонового цвета: семью «зелёного» и семью «розового». Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия прикладного искусства. Мастера-резчики создавали работы из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости. Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные изменения. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную технику. 
Ключевые слова: придворная живопись, эпоха Цин, реализм, шинуазри, литература, керамика.
 
Чэнь Юй
Культурный обмен и культурное сотрудничество России и Китая с конца ХХ столетия по настоящее время
Российско-китайские отношения являются одним из важнейших индикаторов политической и социально-экономической ситуации не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире, в условиях глобального политического климата. В последние годы все более очевидной и актуальной становится необходимость взаимодействия России и Китая на уровне культуры. Именно культурные взаимоотношения оказывают существенное влияние на процесс российско-китайского взаимодействия. В данной статье представлен обзор российско-китайских отношений в области культуры, начиная с 1990-х годов по настоящее время. Особое внимание уделено освещению сотрудничества межправительственных организаций России и Китая в области культуры. В статье также рассматривается нормативно-правовая база культурного партнерства Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Отмечая важность российско-китайского двухстороннего сотрудничества в области культуры, данная статья подчеркивает, что подобные отношения Китая и России являются примером для других стран, поскольку содействуют укреплению диалога и обменов между разными культурами и уважению культурного многообразия. 
Ключевые слова: российско-китайские отношения, диалог культур, культурное сотрудничество, культурный обмен, культурная политика.
 
Ли Хаожань
Развитие и влияние социальных медиа на спортивный танец
Всемирная федерация танцевального спорта придумала термин «танцевальный спорт» в начале 1980-х годов. В то время как спорт в комплексе стремится соответствовать общепринятым определениям, танец должен оставаться отличительным художественным знаком. Спортивные танцы гордятся тем, что поддерживают некоторые традиции и размах того, что ранее было известно как соревновательные бальные танцы. Но она давно вышла за узкие рамки последнего. «Спортивный танец» стал всеобъемлющим брендом для деятельности, которая является уникально доступной и социальной, позволяя участникам улучшать физическую форму и психическое благополучие, взаимодействовать и получать результаты на всех уровнях. Каждый человек способен двигаться под музыку, а танец преодолевает все возрастные, гендерные и культурные барьеры.
Ключевые слова: спортивные танцы, спорт, соревнования, воспитание, здоровый образ жизни.
 
Сунь Хэн
Журналистика данных как современное направление журналистики
Предиктивная журналистика данных не только берет на себя миссию мониторинга и наблюдения за традиционными новостями, но и повышает новостную ответственность и миссию СМИ, что позволяет достичь нового состояния прогнозирования рисков и социального управления, основанного на повествовании данных и высокой интерактивной визуализации, что является важным направлением в развитии журналистики данных.
Ключевые слова: журналистика, анализ данных, СМИ, мониторинг и контроль, общественное мнение.
 
Чжан Сяожань
Политические лексические инновации как фактор развития русского языка в постсоветскую эпоху
Состояние лексики отражает уровень развития общества, в связи с чем в языке постоянно находят яркое выражение различные факторы социально-политической, экономической, культурной и других сфер. Все новое, что происходит в нашей жизни, запечатлевается в слове. В последние годы в русском языке появились новые лексемы, отражающие политическую сферу, которые получили название «лексических инноваций». После определения понятия «лексическая инновация» и смежных с ним терминов «неологизм», «новообразование» и «окказионализм», в статье рассматриваются три группы лексических инноваций. Особое внимание уделяется третьей группе, в которой представлены слова, образованные путем контаминации слов, несочетающихся между собой, в результате чего такие неолексемы приобретают юмористический оттенок. Также в статье приводятся примеры фразеологических неономинаций, отражающих объекты и явления внешней и внутренней политики. Статья доказывает, что лексические инновации, появившись в языковом сознании членов российского общества и став частью политического дискурса в полной мере соответствуют общей динамике развития русского языка конца ХХ – начала ХХI веков и раскрывают креативный потенциал граждан России.
Ключевые слова: лексическая инновация, неологизм, новообразование, окказионализм, политический дискурс, фразекологизм.
 
Ван Кайсинь
Когнитивные различия сходных слов в русском и китайском языках
В данной статье сравниваются системы глагольного аспекта в русском и китайском языке, акцентируя внимание на сходствах и различиях в морфологии и употреблении видов, которые не обсуждались в литературе. Что касается морфологии, то русский и китайский языки схожи тем, что обе их системы являются лексико-грамматическими. Русский аспект основан на системе (относительно малоопределенных) лексических префиксов. В китайском языке такие же понятия создаются с помощью словосочетания, которое создает семантически специфические результирующие глагольные соединения. Важное отличие заключается в том, что русская система является сильно бинарной и состоит из вторичных результативных несовершенных видов, в то время как китайская система не является бинарной, и никакие суффиксы несовершенного вида не сочетаются с результирующими глагольными соединениями. Что касается употребления, то в данной статье рассматриваются параллели между употреблением совершенного вида в русском и китайском языках в отношении функции секвенирования русских глаголов совершенного вида и китайского.
Ключевые слова: лингвистика, русский язык, китайский язык, сравнительный анализ.
 
Ли Сюэ
Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций
Ученые, пишущие о парадигмах, влияющих на исследования средств массовой информации, расходятся в своих предположениях. Это исследование было проведено с целью проведения эмпирического анализа путем изучения различных характеристик исследовательских статей в средствах массовой информации, опубликованных в крупных коммуникационных журналах. Было обнаружено, что на парадигму социальных наук приходится более 60% исследований, на интерпретативную парадигму приходится около 34%, а на критическую парадигму - менее 6%. Был сделан вывод, что парадигма социальных наук, хотя и является парадигмой большинства в ведущих журналах, не может считаться доминирующей парадигмой в исследовательской области. Кроме того, хотя большинство исследований по своей цели имитировали парадигму социальных наук, они не соответствовали научным стандартам теоретической ориентации, что привело к получению количественных данных с помощью вероятностных методов выборки.
Ключевые слова: медиакоммуникации, СМИ, журналы, исследования, коммуникации, трансформация.
 
Ли Сяовэй
Сравнительное исследование основных средств массовой информации в России и Китае
Цель статьи – проведение сравнительного анализа основных средств массовой информации в России и Китае. Методы, использованные в статье – сравнительный анализ, обобщение, классификация. Результаты. В статье автором был сделан подробный исторический разбор развития средств массовой информации в России и Китае, проведено сравнение основных средств массовой информации в России и Китае по нескольким ключевым параметрам (система владения и контроля, распространение и доступность, использование новых технологий, влияние на общество). Выводы. В своем историческом развитии средства массовой информации Китая и России прошли много идентичных ступеней, однако имеются и существенные различия. На данный момент, относительно ключевых сравнительных параметров можно сказать следующее: Китай имеет более выраженный контроль над СМИ; средства массовой информации в России более доступны, имеют региональную специфику, в Китае в виду жёсткого государственного контроля имеются определенные ограничения; оба государства активно развивают новейшие технологии, с определенной разницей в подходах; в обеих странах средства массовой информации имеют значительное влияние на общество, могут формировать общественное мнение и агитировать за различные взгляды.
Ключевые слова: СМИ, социум, информация, газета, информационное агентство, глобализация, медиа рынок.
 
Ян Цзюньхун
Скрытый голос: опыт обучения женщин Китая в сельской школе в 1950 – 1960-е годы
В данной статье рассматривается образовательный опыт трех женщин, учившихся в сельской школе в 1950 – 1960-е годы, также известные как годы раннего строительства «Нового Китая». С каждой из респондентов было проведено интервью, отражающее жизненные истории, с целью выяснить, какое значение для них имело школьное образование с точки зрения поиска лучшей жизни. Автором настоящей работы были определены проблемы, с которыми приходилось сталкиваться китайским женщинам из-за их двойной маргинализации идентичности из-за гендерных ограничений и низкого социально-экономического статуса. Так исследование показало, что, во-первых, голод и социальная несправедливость были основными препятствиями для школьного образования сельских женщин; во-вторых, члены семьи играли важную роль в жизни каждой женщины, помогая им завершить образование, несмотря на невероятные трудности; в-третьих, образование оказало положительное влияние на гендерное равенство среди населения и личностное развитие сельских женщин. Борьба сельчан за доступ к образованию женщин и участие в нем обернулась большой проблемой, вызывающей серьезную озабоченность преподавателей и исследователей современного Китая. В результате проделанной работы данное исследование призывает направить бóльшее внимание на поддержку современных сельских школ.
Ключевые слова: история жизни, китайские сельские женщины, школьное образование, скрытые голоса.
 
Ма Янин
Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста
Самообразование и творческое развитие личности играют важную роль в подготовке и становлении будущего специалиста. Они помогают развить креативные и инновационные навыки, критическое мышление и самоанализ, а также позволяют обогатить свои знания и навыки в выбранной области. Самообразование предполагает активное и самостоятельное изучение новых материалов, постановку целей и самоконтроль в процессе обучения. Важно организовать своё время и ресурсы, чтобы найти информацию и ресурсы для углубленного изучения предмета или темы. Можно использовать различные источники, такие как учебники, онлайн-курсы, научные статьи, видеолекции и т.д. В статье автором рассмотрены основные моменты самообразования и творческого развития личности будущего специалиста.
Ключевые слова: образование, процесс обучения, система стандартов, социализация, функции образования.
 
Ван Лися
Инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования: тенденции изменений
Цель статьи – выявление ключевых тенденций изменений инновационного потенциала парадигмальной трансформации российской системы образования. Методы, использованные в статье – сравнительный анализ, обобщение, классификация. Результаты. В статье автором были рассмотрены основные понятия по предложенной теме, определен общий вектор, типы, сходство и различие инновационных моделей применимых в системе образования, в плане их соответствия вызовам текущего времени; выявлены основные тенденции инновационного потенциала парадигмальной трансформации российской системы образования. Выводы. Рассмотренные в статье тенденции указывают на стремление российской системы образования к обновлению и адаптации к современным запросам обучения. В частности, были выделены основные тенденции: цифровизация образования, развитие компетенций будущего, гибридная модель обучения, активное вовлечение студентов и междисциплинарный подход. 
Ключевые слова: образование, модернизация, трансформация, технологии, взаимное проникновение терминологии, инновации, педагогическая инноватика.
 
Ли Ингвэнь
Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования
Цель статьи – рассмотреть акмеологические подходы к развитию фундаментального образования. Методы, использованные в статье – сравнительный анализ, обобщение. Результаты. В статье автором были основные подходы к определению «акмеологии»; рассмотрены основные векторы развития образования; рассмотрены основополагающие подходы к развитию фундаментального образования. Выводы. Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования направлены на создание условий для максимально полноценного развития личности каждого учащегося, с учетом их индивидуальных особенностей и потенциала. Были выделены основные акмеологические подходы, такие как: разработка индивидуальных образовательных программ для каждого учащегося с учетом его способностей, интересов и уровня развития; активное вовлечение учащихся в образо-вательный процесс, стимулирование их самостоятельности, творческого мышления и развития критического мышления. 
Ключевые слова: акмеология, образование, социализация, самообразование, формы образования, информационные ресурсы, образовательный процесс.
 
Востриков К.В.
Вэй Илинь
Философский концепт «сообщества единой судьбы человечества» в контексте конституционных поправок как ответ Китая на глобальные вызовы
В статье рассматривается становление концепции «сообщества единой судьбы человечества» в контексте конституционных поправок 2018 году и обострения международной ситуации. Проанализирована роль Председателя Китайской народной республики Си Цзиньпина в поэтапное внедрение данной концепции как в конституционное пространство страны, так и в нормативные документы международных организаций. Рассмотрено взаимодействие Китая и России в рамках данной концепции по построению многополярного мира.
Ключевые слова: сообщество единой судьбы человечества, государственные органы, международная политика, Конституция, международные организации.
 
Борлакова М.А.
Бостанова Л.М.
Тамбиева А.Р.
Акбаева А.Х.
Борлакова Д.А.
Формирование цифровой культуры субъектов образования
При переходе страны к цифровой экономике и образования определяющим для развития государства становится уровень цифровой культуры общества в целом и личная цифровая культура граждан этого общества. Движущими силами формирования корпоративной цифровой культуры вуза должны стать принцип целенаправленного формирования и создание организационно-педагогических условий. Она должна обладать заданными свойствами: подчиненностью мотивам личности и интересам вуза в целом; использованием разнообразных технических средств; включением в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использованием различных форм обучения, основанных на приближении к учебной и профессиональной деятельности; организацией контроля знаний с использованием информационно-коммуникационных технологий. 
Ключевые слова: цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровая трансформация.
 
Лили Хуан
Ин Ван
Бэй Хэ
Исследование сюжетно-повествовательных стратегий документальных фильмов об этнических меньшинствах
Документальные фильмы являются важным носителем и источником распространения национальной культуры, поэтому через них можно исследовать национальную культуру в разных сюжетных прототипах. Применение сторителлинга как стратегии повествования уже стало обычной практикой в документальном производстве. Поиск в базе данных Китайской национальной сети знаний CNKI по ключевым словам «документальные фильмы о национальных меньшинствах» позволил собрать 335 научных трудов, 323 статей в научных журналах, 5 докладов конференций и 5 газетных статей. Анализ собранной литературы показывает, что исследования, посвященные документальным фильмам о национальных меньшинствах, делятся на несколько категорий. Первые делают акцент на изучении художественного творчества и выражения; вторые рассматривают документальные фильмы с точки зрения антропологии кино и телевидения, анализируя методы и стратегии культурного самовыражения в видеосъемке этнических меньшинств; третьи – с точки зрения культурной коммуникации, исследуя роль документальных фильмов об этнических меньшинствах в национальной культурной коммуникации. В ходе исследования, на основе анализа содержания и творческой практики документального повествования, а также с учетом опыта конкретных исследовательских проектов, были выделены и уточнены сюжетные прототипы трех этнических меньшинств провинции Хэйлунцзян (Хэчжэнь, Даур и Орокен). Стратегия повествования создается с помощью четырех элементов: глубоких персонажей, тем напряжения и конфликта, символического выражения и внимания к деталям. Развитие медиа-технологий в аудиовизуальную эпоху Интернета и улучшение когнитивных способностей людей открывают возможность планирования и осуществления важной задачи записи и наследования культуры этнических меньшинств. Точное создание персонажей, рациональное разрешение темы напряжения и конфликта, соответствующая обработка и применение культурных символов, внимание к деталям и учет всех элементов дизайна повествования может способствовать созданию большего количества документальных фильмов, отражающих и наследующих культуру этнических меньшинств.
Ключевые слова: этнические меньшинства, документальное кино, стратегия повествования, этническая группа Хэчжэнь, этническая группа Дауры, этническая группа Орокены.
 
Жэнь Шаньшань
Сунь Ань
Причина возникновения барьеров в процессе межкультурной коммуникации среди иностранных студентов в Китае, и ответные меры (на примере шанхайского политико-юридического университета)
В контексте интернационализации образования и конвергенции управления проблема межкультурной адаптации иностранных студентов, приезжающих в Китай, становится все более актуальной. В результате анализа состояния группы иностранных студентов Шанхайского политико-юридического университета выяснилось, что проблемы межкультурной адаптации в основном связаны с многоязычной образовательной средой, различиями в привычках питания, климатической и социально-культурной адаптацией, со сменой часовых поясов. Основываясь на теории межкультурной коммуникации и практике преподавания китайского языка как иностранного, мы считаем, что проблема межкультурной адаптации иностранных студентов может быть решена путем формирования правильных психологических ожиданий, ежедневной психологической помощи студентам и т.д. Данные аспекты будут способствовать решению проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов, улучшению их способности к межкультурной адаптации и поддержанию как физического, так и ментального здоровья студентов во время всего процесса обучения, кроме того, эти методы смогут усилить у иностранных студентов ощущение достижения успеха.
Ключевые слова: иностранные студенты, межкультурная коммуникация, культурные барьеры, адаптация, ответная стратегия.
 
Текеева Л.А.
Кочкарова М.Х.
О некоторых аспектах усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами
В данной статье рассматриваются конкретные аспекты усыновления граждан Российской Федерации, иностранными гражданами, изучены правовые основы, положенные в основу усыновления, охарактеризованы особенности процедуры усыновления.
Ключевые слова: международное усыновление, дети, оставшиеся без попечения родителей, иностранные граждане, органы опеки и попечительства, суд.
 
Цин Цзинь 
Лили Вэнь
Значение и траектория интеграции «красной культуры» в идейно-политическое образование в университетах
«Красная культура» – это идеология, культура и концепция ценностей, которая играет значимую роль в поддержании духовного единства и социальной стабильности, помогает людям придерживаться правильных моральных и поведенческих норм, а также способствует социальному прогрессу и развитию. «Красная культура» имеет большое образовательное значение, а ее интеграция в идеологическое и политическое образование в университетах позволяет не только укреплять ценностные ориентиры студентов, но и расширять содержание образования, внедрять новые формы обучения и обеспечивать соответствие образования потребности времени. Интеграция «красной культуры» в идейно-политическое образование в университетах может усилить интерес студентов к изучению идеологической и политической теории, способствовать формированию устойчивых идеалов и убеждений, повысить практическую эффективность преподавания и развивать чувство социальной ответственности у студентов. Интеграция «красной культуры» в идейно-политическое образование в университетах предполагает ее внедрение на нескольких уровнях: в теоретическое обучение с целью повышения осведомленности студентов по данному аспекту культуры и воспитания в них патриотизма и чувства социальной ответственности; в практическое обучение с целью повышения эффективности обучения и закрепления «красной культуры» в качестве руководящего принципа и своего рода силы веры; в культурную среду университета с целью обогащения духовной жизни студентов, развития патриотизма и чувства социальной ответственности; а также в дискурс образования и коммуникации в университетах с целью раскрытия эффективности «красной культуры» в обучении, в полной мере используя такие формы, как университетское телевидение, газеты и другие медиа.
Ключевые слова: «красная культура», университеты, политическая теория, идеологическое и политическое воспитание, патриотизм.
 
Чэн Вэньцян
Развитие и опыт политического сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества
С момента своего создания политическое сотрудничество является главным приоритетом сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС). С одной стороны, политическое сотрудничество определяет формирование и реализацию основной политики ШОС, которое можно назвать «маяком» ШОС и играет стратегическую роль в развитии ШОС. С другой стороны, за период более 20 лет политическое сотрудничество является одним из наиболее эффективных направлений сотрудничества организации и формирует новый образ ШОС как инновационной, кооперативной и открытой. В данной статье обобщены развитие и опыт политического сотрудничества ШОС. 
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, политическое сотрудничество, достижения, Шанхайский дух, сообщество единой судьбы человечества.
 
Рыбальченко К.А.
Тен К.И.
Дезинтеграционные процессы в Европейском Союзе
На настоящем этапе своего развития Европейский союз сталкивается с рядом сложностей в обеспечении эффективного функционирования, что приводит к усилению дезинтеграционных настроений среди его членов. В данной статье будут рассмотрены причины, способствующие дезинтеграционным процессам, а также представлены возможные сценарии для дальнейшего существования Евросоюза.
Ключевые слова: Европейский союз, дезинтеграционные процессы, Европейская интеграция.
 
Семенов П.М.
Расширение виртуального игрового мира при помощи искусственного интеллекта: опыт модификации видеоигры Skyrim
В статье рассматривается феномен интеграции технологий искусственного интеллекта в мир компьютерной ролевой игры (RPG), означающий более глубокое погружение игрока в цифровой виртуальный мир. В качестве примера используется опыт объединения технологий самообучающихся нейросетей, программы генерации человеческой речи и конвертера человеческой речи в письменный текст, а также внедрения этих программ в ролевую компьютерную игру «The Elder Scrolls V: Skyrim». Подобный опыт открывает новые возможности для разработки видеоигр, в то же время представляет определенные опасности для игрока. В частности, опасность нарушения восприятия реальности, а также вероятность утечки персональных данных. В качестве основного метода исследования используется компаративный метод, сравнивается опыт игры без модификаций и при использовании технологии искусственного интеллекта. Новизна данного исследования заключается в том, что интеграция технологии искусственного интеллекта в пространство компьютерной ролевой игры — явление новое и еще не исследованное с точки зрения культурологии. В то же время, проблема соотношения реального и виртуального, влияния цифровой культуры на человека сравнительно хорошо проработаны. В настоящее время исследователи уделяют внимание проблеме эскапизма в виртуальном пространстве, проблеме постгуманизма, проблеме взаимоотношений людей в цифровом пространстве. Материалы современных исследований позволяют проанализировать новый феномен интеграции искусственного интеллекта в игры, а также сделать выводы относительно тех опасностей, которые представляет собой взаимодействие человека и искусственного интеллекта в процессе компьютерной ролевой игры.
Ключевые слова: искусственный интеллект, виртуальная реальность, киберэскапизм, компьютерные ролевые игры, неигровые персонажи, постгуманизм, цифровое пространство, цифровая коммуникация, открытый игровой мир.
 

 

Авторы

Акбаева А.Х. - обучающийся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Борлакова М.А. - старший преподаватель кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.
Борлакова Д.А. - обучающийся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Бостанова Л.М.  - обучающийся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Боташева М.М. - студентка. ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Бытдаева Ф.И. - студент. ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Бэй Хэ - Школа гуманитарных наук и медиа, Хэйхэский университет, Хэйхе, провинция Хэйлунцзян, Китай.
Ван Кайсинь - магистр. Санкт-Петербургский государственный университет.
Ван Лися - магистр. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Востриков К.В. - кандидат политических наук, доцент. Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева.
Вэй Илинь - аспирант, Томский государственный университет, г. Томск.
Вэй Тяньци - аспирант кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования. Московский педагогический государственный университет.
Жэнь Шаньшань - преподаватель, Институт языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет (Шанхай, Китай).
Ин Ван - Школа гуманитарных наук и медиа, Хэйхэский университет, Хэйхе, провинция Хэйлунцзян, Китай.
Кочкарова М.Х. - студентка, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Кубанова А.М. - студент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Лили Вэнь - преподаватель, Хэйхэский университет.
Ли Сюэ - аспирант. Российский университет дружбы народов имени Пaтpиcа Лyмyмбы.
Ли Ингвэнь - магистр. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Лили Хуан - Школа гуманитарных наук и медиа, Хэйхэский университет, Хэйхе, провинция Хэйлунцзян, Китай. 
Ли Сяовэй - магистр. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Ли Хаожань - аспирант. Российский университет спорта «ГЦОЛИФК».
Лукина А.Г. - доктор искусствоведения, профессор, Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск.
Ма Янин - аспирант. Институт иностранных языков. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Мэн Чжан - магистр философии, доцент. Область научных интересов – идеологическое и политическое просвещение. Школа марксизма, Хэйхэский университет, г. Хэйхэ, Китай.
Попова Ю.И. - Федеральный Исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук», лаборатория многофакторного гуманитарного анализа и когнитивной филологии (должность: лаборант-исследователь).
Рыбальченко К.А. - студент, ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет), Владивосток.
Семенов П.М. - аспирант кафедры теории и истории культуры. Автономная некоммерческая организация высшего образования "Институт кино и телевидения (ГИТР)".
Сунь Ань - старший преподаватель, Гуманитарный институт, Шанхайский открытый университет, (Шанхай, Китай).
Сунь Хэн - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Тамбиева А.Р. - обучающийся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Текеева Л.А. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс». ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Тен К.И. - студент, ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет), Владивосток.
Ху Сяожуй - магистр. Отдел искусств, Музыкальное сценическое искусство. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Цин Цзинь - преподаватель, Хэйхэский университет.
Чжан Мэньюй - аспирант. Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова.
Чжан Сяожань - аспирант. Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет.
Чжан Юйян - магистрант факультета искусств, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Чэн Вэньцян - доктор литературы, старший преподаватель Института иностранных языков. Хуайиньский технологический университет, Хуайань, Китай.
Чэнь Юй - магистр. Высшая Школа Государственного Администрирования Управление государственными и муниципальными ресурсами, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Ян Цзюньхун - доцент, Институт языков и культуры. Шанхайский политико-юридический университет.