Том 7.  Выпуск 4.  (№ 21)

 
 
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
  
 

Содержание

  
 
Геополитика, права человека
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологическая культура: поиск индикаторов социального протеста
288
Михайленко А.Н. Формирование нового мирового порядка и интеграционные процессы в ЕАЭС
300
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. О правовом и социальном статусе учителя
315
 
ЮНЕСКО: культура и национальные традиции
Рябова Е.Л. К 500-летию Гаваны
329
Рябова Е.И. Геополитическая кухня
336
 
Социальные  проекты и  информационные  технологии
Вознесенский И.С. Временный компонент организационной культуры 
348
Данакин Н.С., Барковский Е.С. Сущностная характеристика профессиональной деятельности репетитора в высших учебных заведениях
359
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Академическая свобода как структурно-содержательный элемент системы конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации 
373
 
Аннотации
 
384
Авторы
389
 
  
 
 

Аннотации 

Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
Экологическая культура: поиск индикаторов социального протеста
Острое отношение людей к окружающей среде является естественным следствием технического прогресса, который позволяет человеку использовать все больше природных ресурсов для своих нужд. Эта обеспокоенность в настоящее время все чаще приобретает радикальные формы экологической активности, которые происходят без учета исторического и культурного опыта чтения символов природы, который в прошлом направлял действия людей на освоение природных ресурсов. Возвращение навыков чтения символов природы поможет, с одной стороны, снизить интенсивность радикализма в экологическом движении, а с другой - создать основу для более бережного отношения к природе.
Ключевые слова: экология, семантика, экологическая культура, символы, экоактивизм.
 
Михайленко А.Н.
Формирование нового мирового порядка и интеграционные процессы в ЕАЭС
В настоящее время мы являемся свидетелями формирования нового мирового порядка. Все лидеры ведущих мировых держав больше не сомневаются в необходимости новых подходов в мировой политике. Например, в начале сентября 2019 года канцлер Германии Ангела Меркель говорит: «Нет сомнений в том, что Европе необходимо изменить свое положение в изменившемся мире. Старые правила послевоенного порядка больше не подходят ... Они [Китай, Россия и США] заставляют нас снова находить общий язык. Это часто сложно, учитывая наши разные интересы. Но мы делаем это ...». Необходимо обратить внимание на страны, которым лидер Германии противостоит Европа. Оказывается, Москва, Пекин и Вашингтон находятся в одной упряжке в конкуренции с Европой. Для первых двух это обычная позиция, но место США в этой группе из трех стран необычно.
Ключевые слова: анархия, многополярность, полицентризм, многосторонность, интеграция, Евразийский экономический союз, ЕАЭС.
 
Щупленков О.В.
Щупленков Н.О.
О правовом и социальном статусе учителя
Разработка и реализация комплекса мер социально-правовой деятельности, направленных на повышение социального статуса учителя, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности учителя, в том числе на муниципальном, региональном и федеральный уровень становится важным элементом общей программы повышения статуса учителя. Необходимо создать социально-правовые условия для повышения общественного авторитета учителя. Академическая свобода позволяет учителю в полной мере реализовать свои профессиональные компетенции, что является важным элементом структуры социального прогресса.
Ключевое слово: академическая свобода, экономика, высшее учебное заведение, рынок труда, престиж, профессия, преподаватель.
 
Рябова Е.Л.
К 500-летию Гаваны
В преддверии 500-летия Гаваны и празднования российско-кубинской дружбы в одном из зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации «Азимут» прошла выставка кубино-российского художника Омара Годинеса Лансо. Чрезвычайный и Полномочный Посол, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Рябков Сергей Алексеевич выступил с приветственной речью перед аудиторией. Он направил свои поздравления в связи с предстоящей 500-летней годовщиной Гаваны присутствующим на выставке, подчеркнул важность и значение работы художника в развитии русско-кубинской культуры, международных отношений и укреплении связей между Россией и всем латиноамериканским континентом. Работы художника известны не только в России, но и в странах мира уже более десяти лет. Работа художника направлена на укрепление дружбы, возвышение культуры и является примером лучших шедевров Латинской Америки в России.
Ключевые слова: Гавана, юбилей, праздник, работа, Латинская Америка.
 
Рябова Е.И.
Геополитическая кухня
В статье анализируются публикации последних лет, принадлежащие российским и зарубежным авторам, которые исследовали различные аспекты истории еды: от обычных продуктов питания до сложных кулинарных изысков, которые становятся явлениями не только мировой истории и экономики, но и геополитики. Автор пытается ответить, почему человеку так важно визуализировать свою еду и откуда эта традиция. Также важно понимать причины интереса не только к приготовленной пище, но и к ее молекулярным компонентам. Более того, комплекс проблем гастрономической геополитики представляет интерес.
Ключевые слова: геополитика, история, еда, кулинария, трофология, продовольственная безопасность, голод.
 
Вознесенский И.С.
Временный компонент организационной культуры
Под влиянием научных, технических и информационных изменений время стало основным жизненно важным ресурсом. Фактор времени играет решающую роль в экономике, отвечая основным потребностям человеческой организации труда. Исследования в этом направлении охватили ряд наук. Результатом их усилий стало появление тайм-менеджмента. Его методы основаны на обязательном рассмотрении личных типов восприятия времени, обычно сводимых к линейным, параллельным и циклическим типам. В статье раскрываются основные характеристики типов временного восприятия, которые непосредственно влияют на организационную культуру.
Ключевые слова: время, организация труда, управление временем, организационная культура, типология, временное восприятие.
 
Данакин Н.С.
Барковский Е.С.
Иррациональное поведение в проблемной ситуации: опыт теоретической типологии
Статья посвящена важности рационального поведения человека в проблемной ситуации. Дается типология иррационального поведения, согласно которой различают и рассматривают безразличное, ипохондрическое, рефлексивное, перевернутое, толерантное, небрежное, навязчивое, нетерпимое, отталкивающее, защитное поведение. Эта типология может стать основой для диагностики проблемных ситуаций и поведения человека в этих ситуациях, а также предпосылки для оптимизации проблемного поведения.
Ключевые слова: поведение, проблемная ситуация, рациональное, иррациональное, типология.
 
Щупленков О.В.
Щупленков Н.О.
Академическая свобода как структурно-содержательный элемент системы конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации
В современной системе образования Российской Федерации одним из важных элементов повышения качества образования является наличие высокопрофессионального подхода к обучению. Академическая свобода способствует формированию у студентов способности самостоятельно делать профессиональный выбор, видеть конечный результат этого выбора и нести за него ответственность. Правовая основа регулирования свободы преподавателя и студента создает единый формат образовательного пространства, обеспечивающий подготовку высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: академическая свобода, гражданин, конституция, права человека, общество, учитель.
 

 

Авторы

Барковский Е.С. - старший преподаватель, эксперт Московской федерации армейского рукопашного боя по научно-методической работе.
Вознесенский И.С. - преподаватель кафедры социологии и управления МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет), бизнес-тренер, специалист по личной и коллективной эффективности.
Данакин Н.С. - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.
Михайленко А.Н. - профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор политических наук, профессор.
Рябова Е.И. - юрист 2 класса, кандидат политических наук, доцент кафедры трудового права, права социального обеспечения и профсоюзных дисциплин Института экономики и права (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе, руководитель научного и общественно-политического проекта «Альманах Крым».
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, кандидат социологических наук, профессор.
Терновая Л.О. - профессор кафедры социологии и управления МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.