Том 12.  Выпуск 8.  (№ 43)

 
 
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
  
 

Содержание

  
 
Культурология
Сердюк М.Б., Малинина Н.Л. К истории музейного дела в Харбине: первые шаги
12
Морозова О.Е., Мельник Т.И. Вокально-педагогическое наследие семьи Гарсиа
21
Азарян С.Г. Роль телевидения в пространстве современной культуры России
28
Синельщикова О.Д. Особенности процесса продюсирования в кинематографии и направления его совершенствования
40
Реунов Ю.С. Сражающийся царь: визуальная репрезентация Рамсеса II в битве при Кадеше в храме Рамессеум
46
Айбибула Кадьер, Чжан Юйхуэй, У Синчжи Кино и телевизионные работы: медиапрезентация сознания китайской национальной общины и ее ценности на примере трех этнографических фильмов
54
Фэн Юэ Формирование женских образов в китайском кино и телевидении последних лет
69
Хушбоков О.У. Концептосфера «учитель» в узбекской профессиональной картине мира
75
Цзянь Ай Развитие фортепианных сонат в Китае XX века и выдающиеся композиторы
80
Просецкая В.В., Макарова Т.Л. Образ женщины в рекламе: особенности проектирования рекламного плаката
84
Чергеев А.А. Из истории изучения крымскотатарского музыкального фольклора
95
Шапошникова Н.А. Храмовая живопись
102
Ши Дивэнь Трансляция и интерпретация искусства Дуй Хуа Шаньси в контексте региональной культуры
108
Макарова Т.Л., Макаров С.Л. Информационные технологии в дизайне и рекламе современных мероприятий: создание новых визуальных образов и символики модных брендов
118
 
Политология
Склярова С.А. Концептуальная основа продовольственной безопасности: политический аспект
141
Шовин Н.С. Единая кадровая служба субъекта Российской Федерации как компонент современной государственной кадровой политики
149
Кочетов С.С. Теоретические основы развития регионов
156
 
Актуальные  вопросы  науки  и  инновации
Терновая Л.О. Геополитические знаки Нобелевских премий по литературе 163
Галаганова С.Г., Турусина Т.В. Межкультурный дискурс в социальных сетях: от диалога культур – к внутригрупповой коммуникации 171
Баглиева А.З. Специфика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: состояние, задачи, методы 178
Ещенко Т.В. Набережные как уникальное и особо привлекательное места отдыха горожан 184
Карпова Г.Г. Теоретические подходы к определению понятия и сущности медиаполитики 193
Панова Е.П., Башкирова К.Я., Семикина Ю.Г., Семикин Д.В. Открытие второго фронта в плакатах журнала «Крокодил» периода 1944-1945 года 202
Узденова Б.Х., Токбаева М.И., Урусова М.Э., Шоров А.А., Чегемлиева А.М. Цифровизация учебного процесса в вузе 213
Айба Т.Г. Абхазские сообщества в киберпространстве 219
 
Аннотации
 
229
Авторы
244
 
  
 
 

Аннотации

 
 
Сердюк М.Б.
Малинина Н.Л.
К истории музейного дела в Харбине: первые шаги
В статье рассмотрена история появления первых музеев в г. Харбине, охватывающая период 1908-1924 гг. Харбин, главная станция Китайско-восточной железной дороги, был совершенно новым городом, в котором все создавалось практически с чистого листа. Появление музеев отражало требования культуры и экономики той эпохи, требования развития города. Организация музеев растянулась на полтора десятков лет и потребовала усилий не только божественности, но и крупных предприятий региона. На протяжении нескольких лет собирались инициативные группы или комиссии по организации музея. Рассматривались разные варианты, разрабатывались уставные документы, но музей так и не появился. Первым музеем в Харбине стал Японский торговый музей, открытый в 1918 г. как часть политики Японии на континенте. Музей Общества изучения Маньчжурского края открылся в 1923 г., Тарифно-показательный музей КВЖД – в конце 1924. Показаны причины появления музеев. В статье подчёркивается ориентированность музеев на постоянное сотрудничество с торговыми, промышленными, кредитными учреждениями Харбина и полосы отчуждения КВЖД. 
Ключевые слова: история музеев, история Харбина, Китайско-восточная железная дорога, музеи в Харбине, торгово-промышленные музеи, Общество русских востоковедов, Общество изучения Маньчжурского края.
 
Морозова О.Е.
Мельник Т.И.
Вокально-педагогическое наследие семьи Гарсиа
В представленной научной работе последовательно раскрываются жизнь и анализируется вокально-педагогическое наследие членов семьи выдающихся певцов Гарсиа: Мануэля отца, его сына и дочери Полины Виардо, которые оказали огромное влияние на развитие классического вокального искусства в Европе. Отмечаются: положительные стороны 339-ти «Упражнений для голоса» талантливого певца Мануэля Гарсиа-отца; критические замечания в отношении «Полного трактата об искусстве пения» певца, педагога и исследователя Гарсиа-младшего; полезные советы «Упражнениях для женского голоса» и «Час упражнений» выдающейся певицы Полины Виардо. 
Ключевые слова: вокальные школы, Гарсиа-отец, Гарсиа-сын, Полина Виардо, упражнения, рекомендации.
 
Азарян С.Г.
Роль телевидения в пространстве современной культуры России
Автор подходит к анализу телевидения в совокупности контента вещания, технических возможностей и способа передачи информации. Философский подход к пониманию онтологической природы понятия «виртуальная реальность» проявился в понимании эволюции «виртуальности» от текста опубликованного источника до телепрограммы. С позиции онтологических характеристик телевизионное вещание представляет собой закономерный результат направления интеллектуальных ресурсов человека на создание искусственной среды. Ее существование настолько же реально, как и окружающая социальная жизнь. В телевещании реализован принцип общедоступности. Обращение к телевидению не требует от человека никаких усилий, значительных финансовых возможностей. Телевидение вступает одним из ресурсов медиа-пространства. Оно выступает составным элементом информации социума. Это накладывает на него отпечаток исторического пространства и доминирующих ценностей. Таким образом, телевидение является не только средством пропаганды и трансляции ценностей, но и зеркальным отражением коллективного сознания. Российское общество традиционно воспринимало медиа-средства с позиции просвещения и пользы, которую они приносят. Телезрители современной России не довольны контентом. Некоторые родители не желали бы чтобы их дети смотрели современное телевидение «общества потребления». Возможности современного телевидения следует умело использовать этот ресурс современной культуры. Телевидение имеет поддержку сетевых цифровых провайдеров. Алгоритм их использования разработан. Механизм поддержки пользователей реализован. Указанные программные инструкции помогут тем, кто заинтересован в просмотре определенных программ, каналов, дней вещания. Вывод состоит в том, что любое явление культуры, особенно такое масштабное, как телевидение, не может иметь односложную оценку и подлежит регулированию средствами реализации культурной политики.
Ключевые слова: культурная политика России, философия телевидения, медиа-ресурсы, телевидение, телевизионный контент, «виртуальная реальность», культурная среда, телезрители России, теле-провайдеры, цифровая телепрограмма.
 
Синельщикова О.Д.
Особенности процесса продюсирования в кинематографии и направления его совершенствования
Кинематография - это искусство, которое существует уже более века, и оно сыграло важную роль в развитии кинематографа. 
Продюсер в кино - это ключевая фигура, которая играет решающую роль в искусстве и бизнесе кинопроизводства. Они отвечают за творческие и предпринимательские аспекты кинопроизводства, включая обеспечение финансирования и поиск аудитории для работы. Роль продюсера заключается в преобразовании материала, таланта и навыков в законченную работу, которая должна дойти до целевой аудитории. Они ориентируются в сложностях киноиндустрии, часто посредством транснационального совместного производства, и используют различные тактики, такие как упорство, напористость и налаживание межличностных связей для преодоления трудностей. 
Для успешного ведения продюсерской деятельности возникает необходимость формирования направлений повышения ее эффективности. Процесс осуществления продюсерской деятельности носит многозадачный характер и предусматривает разбиение основных задач на небольшие подгруппы, достижение которых позволит добиться решения основной цели - формирования механизма повышения эффективности продюсерской деятельности.
Цель работы – изучение особенностей процесса продюсирования в кинематографии и направлений его совершенствования.
Исследование характеризует практическую значимость, так как в нем показаны возможности совершенствования процесса продюсирования в кинематографии.
Ключевые слова: продюсирование, процесс, особенности, направления совершенствования.
 
Реунов Ю.С.
Сражающийся царь: визуальная репрезентация Рамсеса II в битве при Кадеше в храме Рамессеум
Битва при Кадеше, последнее крупное сражение Бронзового века, была запечатлена на стенах наиболее значимых египетских храмов. Один из них, Рамессеум, был воздвигнут Рамсесом II. На стенах этого величественного памятника сохранились батальные сцены, изображающие отважного молодого фараона. Анализ этих сцен позволил выделить специфические черты египетского официального искусства в эпоху XIX династии. К ним относятся строгое соблюдение канонических правил, героизация образа фараона, а также взаимосвязь между передачей исторического события и его символическим осмыслением. Анализ источников позволил заключить, что официальное искусство выполняло политический заказ действующей власти и отражало ключевые аспекты государственной идеологии в эпоху XIX династии.
Ключевые слова: идеология, образ мира, битва при Кадеше, Рамессеум, батальные сцены, хетты, египтология, Древний Египет.
 
Айбибула Кадьер
Чжан Юйхуэй
У Синчжи
Кино и телевизионные работы: медиапрезентация сознания китайской национальной общины и ее ценности на примере трех этнографических фильмов
Благодаря своим уникальным реалистическим сюжетам, технике повествования, формам визуального представления и функциональным характеристикам кино- и телепроизведения на этническую тематику открыли новые пути для формирования образа китайской национальной общины, выделения духовных символов китайской национальной общины, укрепления системы дискурса китайской национальной общины и стали ценными культурными ресурсами для формирования сознания китайской национальной общины. 
Кино- и телефильмы новой эпохи на этническую тематику, такие как «Настоящая любовь», «Кашгар Гури» и «Почему цветы такие красные», основаны на материалистическом взгляде на историю, имеют марксистскую теорию культуры и доктрину общины в качестве прочной теоретической поддержки, и ярко изображают жизнь различных этнических групп, живущих вместе, работающих вместе, единство и взаимопомощь, гармонию и интеграцию. Эти произведения не только имеют далеко идущее значение в передаче и распространении прекрасной традиционной китайской культуры и продвижении духа китайской нации, но и значительно обогащают содержание кино- и теле-произведений в новую эпоху, расширяют путь распространения общих взглядов китайской нации, а также играют незаменимую роль в продвижении дела национального единства в новую эпоху.
Ключевые слова: новая эпоха, кино- и телепроизведения, китайская национальная община, сельская культура Южного Синьцзяна.
 
Фэн Юэ
Формирование женских образов в китайском кино и телевидении последних лет
С развитием времени постепенно пробуждалось самосознание женщин, их социальный статус продолжал улучшаться, а статус женщин в обществе повышался с каждым днем. Это изменение также глубоко отражается в произведениях кино и телевидения. Формирование женских образов постепенно изменилось от традиционных стереотипов к разноплановым и объемным представлениям, что не только обогащает содержание кино- и телепроизведений, но и способствует переосмыслению обществом женских ролей. Целью данной статьи является изучение особенностей и эволюции женских образов в китайских кино- и телепроизведениях последних лет, анализ социальных и культурных факторов, лежащих в основе создания женских образов, а также выявление влияния изменений женских образов на социальное гендерное равенство и цивилизационные прогресс.
Ключевые слова: женский образ, китайское кино и телевидение, китайское общество.
 
Хушбоков О.У.
Концептосфера «учитель» в узбекской профессиональной картине мира
Статья посвящена комплексному изучению и философскому осмыслению статуса «учитель» в социокультурном пространстве. Являясь структурным элементом человеческого сознания и фрагментом профессиональной концептуальной картины мира, статус «учитель» несет в себя значимую для узбекского этноса информацию. В ходе исследования автор выявляет, что в узбекском дискурсе учитель ассоциируется с понятиями «мудрость», «авторитетность», «наставничество», а также с высоким уровнем образования и культуры. В результате проведенного исследования автором выявлено, что социокультурный феномен учителя является важным фактором духовной жизни Узбекистана. В каждой культуре учитель имеет свои особенности, связанные с культурными и историческими аспектами жизни. Миссия учителя была велика в истории Узбекистана. Учительства – это самый важный аспект относительно развития социума. И в данной статье особенности учителя представлены как система ценностных ориентаций. Современный учитель должен обладать рядом качеств и умений, позволяющих ему не только эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность, но и очень быстро адаптироваться к любым изменениям внешней среды общества. 
Ключевые слова: учитель, статус учителя, педагог, обучение, воспитание, миссия учителя, учитель-ученик, новая эпоха возрождения - третий Ренессанс.
 
Цзянь Ай
Развитие фортепианных сонат в Китае XX века и выдающиеся композиторы
Западные фортепианные сонаты занимают чрезвычайно важное место во всей истории развития музыки. Фортепианные сонаты, написанные китайскими композиторами в XX веке, можно рассматривать как постепенный процесс слияния западных музыкальных жанров и китайской национальной культуры. В процессе сочинения китайские фортепианные сонаты заимствовали западную композиционную структуру, поэтому им присущи рациональность и строгость западной музыки. В то же время в них проявляется и национальный стиль китайской музыки.
Ключевые слова: фортепиано, соната, музыка 20 века, китайская музыка, композиторы.
 
Просецкая В.В.
Макарова Т.Л. 
Образ женщины в рекламе: особенности проектирования рекламного плаката
В статье проводится анализ рекламного плаката с образом женщины с точки зрения графического дизайна. Исследуются тенденции в изменении образа женщины в рекламе за период с 2017 по 2023 годы и эффективность использования женского образа в проектировании рекламного плаката. Приведена характеристика разработки наиболее удачного художественно-образного решения рекламного плаката, основанная на исторических аспектах появления плаката с женским образом и визуальных решений современных аналогов.
Ключевые слова: реклама, образ женщины, графический дизайн, проектирование плаката, рекламный плакат.
 
Чергеев А.А.
Из истории изучения крымскотатарского музыкального фольклора
Исследование фольклора крымских татар сегодня является одной из важных задач современного музыкознания, т.к. несмотря на то, что научных трудов в данной области уже достаточно много, они не могут в полной мере раскрыть всю историю развития и становления музыкального искусства. Музыка народа является отображением его развития, жизни, традиций и обычаев, народных ремёсел, быта и праздников. Как и любой другой народ, крымские татары обладают своими национальными особенностями, многие из которых нашли своё отображение в музыке. Крымскотатарская музыка отличается своей мягкостью, мелодичностью, особыми мелизмами и переливами.
Целью исследования является знакомство с музыкальным фольклором крымских татар. Методология исследования включает наглядно-зрительный метод, словесный метод и исследование ассоциативно-образного мышления. Результат исследования заключается в том, чтобы определить, что является основой музыкального фольклора; пояснить, почему фольклор стал основой для создания национальной композиторской школы, которая отличается значительным разнообразием и обладает яркой спецификой. Кроме того, как показали исследования фольклора, ещё в древности был заложен фундамент, на который опирались последующие поколения собирателей и обработчиков песенного и инструментального наследия крымского региона, где крымскотатарская музыка занимает ведущее место. 
Ключевые слова: крымскотатарская народная музыка, композиторы, крымскотатарские ансамбли, история, изучение, музыкальный фольклор.
 
Шапошникова Н.А.
Храмовая живопись
История храмовой архитектуры теснейшим образом связана с изобразительным искусством, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. В этой статье мы рассматриваем истоки происхождения храмовой живописи. Начало появления христианской архитектуры и храмовой живописи и период становления нового религиозного искусства в Средние века в Византии и Европе. То, как теснейшим образом связаны между собой архитектура и живопись, как влияли они друг на друга, как развивались и видоизменялись с течением веков.
Ключевые слова: храмовая живопись, архитектура, катакомбы, базилика, крестово-купольный храм, византийский стиль, романский стиль, готический стиль, живопись, фреска.
 
Ши Дивэнь
Трансляция и интерпретация искусства Дуй Хуа Шаньси в контексте региональной культуры
Статья посвящена декоративно-прикладному искусству Дуй Хуа Чанчжи, являющемуся элементом китайской шелковой культуры, его взаимозависимости с региональной культурой провинции Шаньси. Определяя как существующее и характеризуя единое философско-культурологическое поле региональной культуры провинции Шаньси, чьи культурные и эстетические ценности соотносятся с традиционной культурой Китая в целом, автором отмечено, что корни искусства Дуй Хуа неразрывно связаны с его особенностями и традициями. В свою очередь, искусство Дуй Хуа, отражая в себе некие аксиологические аспекты, соответствующие культурному коду нации, обращается к духовным универсалиям человека, передавая от поколения к поколению ценности и нормы общества, выполняет функцию сохранения культурного наследия непосредственно региона. При этом процесс интерпретации произведений искусства Дуй Хуа с переосмыслением архетипов и символов, актуализирует прошлое и определяет вектор развития в будущем. Вышеизложенное позволяет автору определять онтологический статус этого вида искусства как символического потенциала китайской провинции Шаньси.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, региональная культура, социокультурный феномен, искусство Дуй Хуа, региональная идентификация, самоопределение.
 
Макарова Т.Л.
Макаров С.Л.
Информационные технологии в дизайне и рекламе современных мероприятий: создание новых визуальных образов и символики модных брендов
В современном мире, перенасыщенном рекламной информацией, очень много проблем у продавцов разных продуктов (одежда, аксессуары) вызывает потеря запоминаемости рекламы. Огромные средства вкладываются в рекламу, но при этом на фоне обилия плакатов, роликов и печатной рекламы даже шедевр в плане стиля и графики становится забытым очень быстро даже клиентом / потребителем с хорошей памятью художника. Бренды «пытаются» стать известнее, но для этого им нужны всё новые и новые технологии. Например, очень интересно применение «голограмм» либо роботизированных фигур для создания атмосферы незабываемого спектакля на показе модных коллекций. Целью работы стало исследование и систематизация лучших решений разных модных брендов для последующего применения этого опыта как отечественными фирмами в этой сфере, так и другими фирмами в других областях. 
В результате сделаны выводы об особенностях применения информационных технологий в создании новых образов для рекламы современных мероприятий, направленных на продвижение модных брендов. Методы, использованные в исследовании: художественно-конструкторский анализ, иконический анализ, контент-анализ и другие, принятые в искусствоведении в рамках технической эстетики и дизайна. Проведен анализ модных мероприятий с точки зрения создания образов и символики с помощью применения информационных технологий, а также создания образов, напоминающих компьютерные игры и их элементы (часто это образы со «сценой» игры, объемными элементами, элементами машин и роботами). Выявленные актуальные приемы создания модных образов брендов помогут отечественным дизайнерам в разработке новых идей.
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии в дизайне, дизайн, реклама, образ, мода, модный бренд, индустрия моды, символика модных образов, символ, тренд, цвет в моде, дизайн костюма, дизайн среды, роботы, ИТ в дизайне, модные шоу, модные коллекции, показы моделей.
 
Склярова С.А.
Концептуальная основа продовольственной безопасности: политический аспект
В статье рассматривается концептуальная основа продовольственной безопасности на современном этапе. Автором предложено расширение концептуальной основы и включением политики, как одного из ключевых измерений продовольственной безопасности.
Проводится всесторонний анализ текущих подходов к определению продовольственной безопасности, с акцентом на многоуровневые политические стратегии, применяемые различными государствами. Рассматриваются как традиционные, так и инновационные подходы. 
Ключевые слова: продовольственная безопасность, политическая цель, субъектность, продовольственная политика, гражданское общество, аграрная политика, обеспечение продовольствием, государственное регулирование, международное сотрудничество, устойчивое развитие.
 
Шовин Н.С.
Единая кадровая служба субъекта Российской Федерации как компонент современной государственной кадровой политики
Одним из приоритетов нового политического цикла, среди прочих заявленных Президентом Российской Федерации, является совершенствование системы государственного управления на основе принципов эффективности, рациональности и внедрения цифровых технологий. Неотъемлемой частью этой системы является институт государственной службы, современный образ которой мы можем видеть спустя 20 лет реформ и преобразований. Вместе с тем в условиях функционирования названного института остается ряд нерешенных проблем, и одним из способов, оптимизации, по мнению ученых, может являться централизация системообразующей функции госслужбы – кадровой работы. В статье автором предпринята попытка обосновать целесообразность проведения такой работы, риски и достоинства формирования единой кадровой службы, аргументировать, почему централизацию необходимо начинать именно в региональных органах власти. Автор приходит к выводу, что анализ и тиражирование успешного опыта по данному вопросу, полученного в ряде субъектов в масштабах всей страны, а также нормативное закрепление на федеральном уровне, позволят перевести кадровую работу органов власти на новый уровень, сделать шаг к формированию комплексной кадровой стратегии и обозначить новый этап в управлении человеческим капиталом на государственной службе.
Ключевые слова: государственное управление, кадры, кадровая политика, государственная кадровая политика, единая кадровая служба, централизация кадровой работы, государственная служба, кадровая стратегия.
 
Кочетов С.С.
Теоретические основы развития регионов
В данной статье автор рассматривает теоретические основы развития регионов.
Ключевые слова: регион, региональное развитие, социально-экономическое системы регионов, цели социально-экономического развития региона, устойчивость развития регионов.
 
Терновая Л.О.
Геополитические знаки Нобелевских премий по литературе
Статья представляет обзор геополитических проблем, которые могут быть раскрыты с помощью перечня лауреатов Нобелевской премии по литературы. За век с четвертью своего существования эта награда одновременно с выделением выдающихся произведений мировой литературы, в которых поднимались наиболее значимые проблемы как человеческого бытия в целом, так и выделялись уникальные черты разных народов и мест, отразила определенный геополитический выбор. С помощью этого инструмента «мягкой силы» доказываются преимущества западной цивилизации. 
Ключевые слова: геополитика, искусство, культура, литература, Нобелевская премия по литературе, «мягкая сила», культура отмены.
 
Галаганова С.Г.
Турусина Т.В.
Межкультурный дискурс в социальных сетях: от диалога культур – к внутригрупповой коммуникации
Анализ изменений, произошедших в семиотическом поле социальных сетей, позволил авторам сделать вывод о качественной трансформации сетевого межкультурного дискурса. В результате фрагментации пространства сетевой коммуникации он перестаёт быть диалогом культур, превращаясь в общение внутри отдельных замкнутых пользовательских сообществ.
Ключевые слова: культура, межкультурный дискурс, социальные сети, семиотическое пространство, семиосфера, «высокая» культура, «низовая» культура, игровая культура, новое коммуникационное пространство, сообщество пользователей, внутригрупповая коммуникация.
 
Баглиева А.З.
Специфика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: состояние, задачи, методы
В данной статье автор предлагает некоторые новые подходы в реализации дисциплин социально-гуманитарного блока в высших учебных заведениях. Автором рассматривается, в частности, метод синтеза понятийного и образного мышления в понимании явлений и предметов окружающей действительности. Предлагается применение в преподавании аудио и видео средств, использование схем.
Ключевые слова: социальные и гуманитарные науки, понимание объяснение, информационные технологии, синтез, образное и понятийное мышление.
 
Ещенко Т.В.
Набережные как уникальное и особо привлекательное места отдыха горожан
В данной статье рассматривается актуальность проблемы с благоустройством набережных. В последние годы набережные городов становятся все более значимыми местами для отдыха и культурной жизни. Однако многие из них остаются не обустроенными, что негативно сказывается на удобстве и безопасности их использования. 
Описанный проект фокусируется на улучшении зон отдыха, создавая комфортные и привлекательные пространства для жителей и гостей города. Важным аспектом является создание многофункциональных площадок, которые могут использоваться для проведения мероприятий, пикников и культурных программ. Также планируется установка удобных скамеек, освещения, а также создание зеленых зон с местами для прогулок.
Ключевые слова: набережная, благоустройство, зона отдыха, озеленение, ландшафтное проектирование, река, прогулочные аллеи.
 
Карпова Г.Г.
Теоретические подходы к определению понятия и сущности медиаполитики
В статье рассматриваются теоретические подходы к определению и сущности понятия «медиаполитика» как многогранного феномена, лежащего на пересечении политических и медиакоммуникационных исследований. Анализируются ключевые подходы, в том числе институциональный, функциональный, нормативный и коммуникативный. Обосновывается важность медиаполитики как инструмента формирования общественного мнения, управления медийными ресурсами и регулирования информационных потоков. Определяется ее роль в современных демократических и авторитарных обществах, подчеркивается междисциплинарный характер этого понятия.
Ключевые слова: медиаполитика, средства массовой информации, влияние, общество, функции, регулирование.
 
Панова Е.П. 
Башкирова К.Я.
Семикина Ю.Г.
Семикин Д.В.
Открытие второго фронта в плакатах журнала «Крокодил» периода 1944-1945 года
В статье рассматриваются плакаты, которые тематически связаны с темой открытия второго фронта и которые были напечатаны в журнале «Крокодил» с июня 1944 год по май 1945 года. В работе анализируется невербальный уровень (образная система), а также вербальный (слоганы плакатов). Авторы вычленяют не только популярные сюжеты, к которым обращаются карикатуристы, но и художественные приемы, которые активно применяются художниками для создания визуального ряда плакатов.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, второй фронт, боевая сатира, журнал «Крокодил», искусство, плакат, пропаганда, рисунок.
 
Узденова Б.Х.
Токбаева М.И.
Урусова М.Э.
Шоров А.А.
Чегемлиева А.М.
Цифровизация учебного процесса в вузе
В условиях глобальных вызовов необходимо проанализировать ситуацию в высшем образовании и самообразовании в контексте масштабных социальных, экономических, политических, культурных и других изменений в мире. Для этого требуется разработать цифровую стратегию вуза и создать новую модель, которая позволит получить конкурентные преимущества в цифровой образовательной среде. Эта модель должна основываться на драйвере экосистемы, где вуз выступает в качестве организатора сети участников образовательного пространства, работодателей и клиентов-потребителей образовательных услуг. Целью такой экосистемы является создание и увеличение ценности для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: информатизация, цифровизация, цифровая трансформация, Стратегия цифрового развития вуза.
 
Айба Т.Г.
Абхазские сообщества в киберпространстве
Исследования стратегии, которую реализуют абхазы для сохранения этнической культуры, использующие виртуальное пространство как инструмент сохранения традиционной культуры, является малоизученной темой. Современные процессы глобализации требуют изучения виртуальных коммуникаций абхазов, как в России, так и зарубежном, так как большая часть абхазов проживает за территорией своей исторической родины. Для абхазов за рубежом важно демонстрировать своё единство с исторической родиной - сопричастность и неотрывность от традиций посредством фото и видео фиксации празднований традиционных праздников и демонстрация их онлайн, говоря тем самым, что они являются неотъемлемой частью своего народа несмотря на то, что живут за пределами исторической родины. В связи с чем в данном исследовании был проведён контент анализ этнохарактерных, языковых, локальных, внетрриториальных сообществ в таких социальных сетях как: Instagram, Facebook. Данное исследование позволило проследить основные тенденции, сложившиеся в киберпространстве для абхазов, которые направлены на сохранение традиционной культуры. 
Ключевые слова: абхазы, апсуа, киберсообщества, идентичность, виртуальная репрезентация, Турция, культура, политика, история.
 

 

Авторы

Азарян С.Г. - доктор философских наук, доцент. Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар. SPIN-код: 2875-2932
Айба Т.Г. - младший научный сотрудник МАЭ РАН (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук), г. Санкт-Петербург.
Айбибула Кадьер - доктор философии, преподаватель. Школа марксизма, Синьцзянский нормальный университет, Урумчи, Синьцзян, Китай.
Баглиева А.З. - доктор философских наук. Заведующий кафедрой социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».
Башкирова К.Я. - студентка 4 курса факультета Химических технологий и Биотехнологии, специальности Биотехнология, Московский политехнический университет. SPIN-код: 6589-1909
Галаганова С.Г. - кандидат философских наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Ещенко Т.В. - старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова. 
Карпова Г.Г. - доктор социологических наук, профессор кафедры Социологии и рекламных коммуникаций, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Кочетов С.С. - аспирант 1 курса Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.
Макаров С.Л. - кандидат технических наук, доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Макарова Т.Л. - доктор искусствоведения, профессор. МИРЭА – Российский технологический университет.
Малинина Н.Л. - доктор философских наук, профессор, доцент. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток. SPIN-код: 2273-6602
Морозова О.Е. - Профессор. Институт изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).
Мельник Т.И. - старший преподаватель кафедры. Институт изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).
Панова Е.П. - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины» Московского политехнического университета, Московский политехнический университет. SPIN-код: 7944-1375
Просецкая В.В. - магистр. МИРЭА (Российский технологический университет).
Реунов Ю.С. - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Центр египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН). SPIN-код: 7897-3229
Семикин Д.В. - кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления – филиал. Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. SPIN-код: 6387-8830
Семикина Ю.Г. - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации. Волгоградский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. SPIN-код: 6937-3193
Сердюк М.Б. - доктор исторических наук, профессор. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток. SPIN-код: 6273-5421
Синельщикова О.Д. - продюсер. AN Media.
Склярова С.А. - ассистент, ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет», Владивосток.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университета (МАДИ).
Токбаева М.И. - обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Турусина Т.В. - магистрант кафедры «Информационная аналитика и политические технологии», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Узденова Б.Х. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.
Урусова М.Э. - обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
У Синчжи - профессор, Школа социальных наук, Юньнаньский университет национальностей, Куньмин, Юньнань, Китай.
Фэн Юэ - магистр второго курса. Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина.
Хушбоков О.У. - старший преподаватель кафедры немецкого языка, Чирчикский государственный педагогический университет. Узбекистан, Чирчик. ORCID: 0009-0003-4871-3384
Цзянь Ай - аспирант, институт музыки, театра и хореографии, российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
Чегемлиева А.М. - обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.
Чергеев А.А. - заслуженный работник культуры РК, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедры вокального искусства и дирижирования ГБОУ ВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова».
Чжан Юйхуэй - докторант, Институт исследований китайской национальной общины, Центрально-Южный университет национальностей, Ухань, Хубэй, Китай.
Шапошникова Н.А. - доцент. Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань.
Ши Дивэнь - аспирант. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Шовин Н.С. - Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону.
Шоров А.А. - обучающийся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.