Том 10.  Выпуск 2.  (№ 27)

 
 
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
  
 

Содержание

  
 
Актуальные  вопросы  науки  и  культуры
Мануйлов Н.Е. Василий Верещагин и Куба
10
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Осмысление опыта Парижской Коммуны в сфере образования и культуры
34
Мануйлов Н.Е. Дети Чернобыля на Кубе
47
 
Политология
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Социокультурные детерминанты современного евразийского разворота России
59
Щупленков Н.О. Политическая культура в научно-исследовательском поле
72
 
Культурология
Рябова Е.И., Терновая Л.О. Дирижер — человек мира и дирижер мира
83
Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Клиповое мышление – продукт цифровой культуры
96
 
Аннотации
 
113
Авторы
117
 
  
 
 

Аннотации

 
Мануйлов Н.Е.
Василий Верещагин и Куба
17 февраля 2022 года в Центральном Доме Учёных состоялся Круглый стол «Верещагин и Куба», посвящённый 180 – летию со дня рождения великого, русского художника Василия Васильевича Верещагина и 120-й годовщине его визита на Кубу.
Ключевые слова: Куба, дом учёных, круглый стол, годовщина, искуство, художник, Василия Васильевича Верещагина.
 
Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
Осмысление опыта Парижской Коммуны в сфере образования и культуры
150 лет прошло с краткого периода, когда во Франции в условиях Франко-прусской войны в осажденном Париже его жители попытались реализовать невероятный для того времени социальный эксперимент, учредив Парижскую коммуну. Несмотря на то, что она просуществовала всего 72 дня, ее действия затронули принципиальные стороны социального уклада, включая проблемы народного образования.
Ключевые слова: история, образование, революции, самоуправление, социальный эксперимент.
 
Мануйлов Н.Е.
Дети Чернобыля на Кубе
22 декабря 2021 года в библиотеке Центрального Дома учёных РАН в рамках работы Секции экологии прошла видеоконференция на тему «Чернобылю 35 лет: уроки, опыт и общественный резонанс». 
Ключевые слова: Куба, дети, Чернобыль, авария, катастрофа.
 
Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
Социокультурные детерминанты современного евразийского разворота России 
В статье рассматривается актуальная проблема, решение которой в научном плане требует привлечения исторического, культурологического, геополитического материалов, а в плане практическом вызывает необходимость обращаться к анализу социально-экономических реалий, заставляющих современную Россию предпринимать экстраординарные усилия по формированию пространства Большой Евразии.
Ключевые слова: культура, геополитика, история, цивилизационно-культурная идентичности, евразийство.
 
Щупленков Н.О.
Политическая культура в научно-исследовательском поле
Современное состояние международного сообщества характеризуется неустойчивыми отношениями между государствами, политическими альянсами, союзами. Условием взаимоотношений между государствами выступают не только правовые нормы, но и система ценностных установок, направленных на соблюдение норм дипломатического, межправительственного этикета. Политическая культура проявляется во взаимном уважении прав, соблюдении норм политического такта. Являясь по своей сути аксиологической категорией, политическая культура включает в себя дипломатический опыт, международный статус, качество политической интуиции и эрудиции, образцы поведения и функционирования субъектов политики, имидж и стиль поведения.
Ключевые слова: геополитика, геополитический код, политическая культура, политический опыт, субъект политики.
 
Рябова Е.И.
Терновая Л.О.
Дирижер — человек мира и дирижер мира
В статье рассматривается социальная роль дирижера симфонического оркестра, которая вобрала в себя смыслы не только руководства творческим коллективом музыкантов и передачи чувств и мыслей композитора публике, а создания определенного настроя гармонии во взаимодействии людей, их умении с помощью музыки осознать как торжество, так и трагизм переживаемого момента. В статье способность дирижеров, часто являющихся гражданами мира, быть еще и лицами, способными пробудить у людей желание поддерживать мир, показана на примере Вильгельма Фуртвенглера, Мстислава Ростроповича, Даниэля Баренбойма и Валерия Гергиева. 
Ключевые слова: культура, искусство, музыка, оркестр, дирижер, гражданская позиция.
 
Щупленков Н.О.
Рябова Е.Л.
Клиповое мышление – продукт цифровой культуры
Цифровизация мышления актуальна в условиях глобализации современного мира, потому что все области жизни человека связаны с технической обработкой информации, которая распространяется стремительными темпами. Процессы цифровизации, информатизации заставляют по-новому взглянуть на социальный модус культурной идентичности, который некоторые исследователи именуют цифровым обществом. Наличие широкого выбора цифровых технологий предполагает выработку особого характера мышления, способного мгновенно проанализировать поступающую информацию, вывести необходимые алгоритмы действий, спрогнозировать дальнейшие действия по работе с полученной информацией. Дискретность или мозаичность восприятия информации приводит к появлению так называемого клипового мышления.
Ключевые слова: глобализация, информация, клиповое мышление, пользователь, цифровые технологии, цифровизация мышления.
 

 

Авторы

Мануйлов Н.Е. - вице-президент. Российское общество дружбы с Кубой.
Рябова Е.И. - юрист 2 класса, кандидат политических наук, Журнал "Культура Мира".
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, главный редактор журнала «Культура Мира».
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин Ставропольского государственного педагогического института.