Том 6. Выпуск 1. (№ 14)
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
Содержание
ЮНЕСКО: культура, искусство, национальные традиции
|
|
Премия ЮНЕСКО-Шарджа
|
10
|
Экспертный совет Минкультуры России расширен до 33 человек
|
11
|
Социальные проекты и информационные технологии
|
|
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Культура делового взаимодействия России и Италии: Меркурий побеждает Марса
|
14
|
Мигулева М.В. Влияние киберпространства на социальные нормы
|
26
|
Скитёва Е.И. Балльно-рейтинговая система как средство контроля формирования компетенций
|
31
|
Ганькова Л.А. Выбор стратегий совладания, качество жизни и ощущение счастья. Существует взаимозависимость? | 37 |
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Отличительные особенности становления олигархического капитализма в России в научно-исследовательском пространстве | 50 |
Базанова А.Е., Попова Е.О. Ресурсы формирования лексического состава современного экономического медиатекста | 58 |
Товуу Н.О. Исследования по психологии тувинцев в условиях внедрения новых информационно-коммуникационных технологий | 66 |
Пейчева А.А. Массовая коммуникация: современный обзор | 75 |
Геополитика
|
|
Михайлова Н.В., Рыбаков С.В. Этнополитика и образование: точки пересечения
|
82
|
Бирюков С.В. Межрегиональное и приграничное сотрудничество - часть международных отношений
|
87
|
Терновая Л.О. Шахматы: спорт, искусство, геополитика
|
92
|
Аннотации
|
111
|
Авторы
|
118
|
Аннотации
Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
Культура делового взаимодействия России и Италии: Меркурий побеждает Марса
Различные направления человеческой деятельности еще со времен древней истории ассоциируются с божествами, оказывающими покровительство людям, относящимся к той или иной профессии. В мифологии Древнего Рима Меркурий был не только богом торговли, но и установления связей между людьми, а Марс выступал в роли бога войны. Соперничество Марса и Меркурия отражает всю сложную историю человечества. Марс становился все сильнее, изобретал новое оружие. Меркурий же действовал последовательно, связывая бесчисленными торговыми путями все более отдаленные пространства. И когда арсенал Марса стал способен полностью уничтожить человечество, оно было вынуждено задуматься о тех неоспоримых преимуществах, которые ему сулило следование заветам Меркурия. Это блестяще подтверждают итало-российские торговые связи.
Ключевые слова: международные отношения, межкультурные коммуникации, деловые связи, бизнес, торговые палаты.
Мигулева М.В.
Влияние киберпространства на социальные нормы
В современном обществе существует процесс институционализации в киберпространстве. Киберпространство представляет собой сложное и многогранное явление, состоящее из разных слоев и единиц различных структур и сущностей. Важным аспектом является то, что киберпространство не только инструмент, но и зеркало, отражающее явления социальной реальности и показывающее определенный раздел общего социально-культурного состояния. Киберпространство - это социальная и техническая реальность, которая состоит из разных уровней, в которых связь происходит через информационные и коммуникационные сети.
Ключевые слова: киберпространство, социальные нормы, Интернет, социальный институт, информационный возраст.
Скитёва Е.И.
Гончаров А.И.
Балльно-рейтинговая система как средство контроля формирования компетенций
В статье рассматривается система оценки формирования компетенций в системе высшего образования. Перечислены основные особенности Болонского процесса. Приведены критерии оценки обучающихся при использовании балльно – рейтинговой системы. Выявлены проблемы при оценке качества обучения в высших учебных заведениях с использованием балльно – рейтинговой системы. Рассмотрено несоответствие предмета компетенциям, которые должны формироваться в процессе изучения данного предмета. Указано на проблему балльной оценки тестовых заданий, если вопросы направлены на проверку теоретических знаний предмета. Рассмотрена проблема влияния накопленных баллов на итоговую оценку по предмету. Рассмотрена проблема отсутствия механизма работы со студентами, получившими низкую итоговую сумму баллов. Приведена проблема отсутствия входной и итоговой оценки обучающегося по компетенциям. Предложены пути решения выявленных проблем в системе оценки компетентности обучающихся: проводить оценку обучающихся по компетенциям; оценку компетенций проводить на момент сдачи промежуточной аттестации по предмету; оценки компетенций в течении семестра использовать для анализа и совершенствования процесса обучения.
Ключевые слова: балльно – рейтинговая система оценки, оценка качества обучения, проблемы оценки обучающихся.
Ганькова Л.А.
Выбор стратегий совладания, качество жизни и ощущение счастья. Существует взаимозависимость?
В настоящее время психологи все чаще обращаются к таким темам позитивной психологии как качество жизни, well-being, удовлетворенность жизнью и конечно счастье. Многие авторы задаются вопропсом: что детерминирует счастье. В этом исследовании мы рассматриваем взаимосвязь между способами совладания со стрессом и жизненными трудностями, качеством жизни и ощущением счастья. В исследовании учавствовали российские студенты чешских государственных университетов, которые подвержены повышенному стрессу связанным с аккультурацией, адаптацией на новую языковую среду а также потерей социального окружения. Полученные данные мы сравнивали с данными чешских студентов, которые находятся в своей естественной среде и не подвержены подобному социальному стрессу. Целая выборка составляла 209 респондентов (104 русских и 105 чешских) обоих полов. В качестве методов исследования мы использовали Вопросник качества жизни WHOQoL-BREF, Шкалу субьективного счастья S. Lyubomirsky, методику определения копинг-стратегий COPE-BREF и собственный социодемографический вопростник. Результаты статистического анализа показали, что русские студенты в отличие от чешских чаще выбирают активные стартегии совладания со стрессом. Русские туденты, которые выбирают активный копинг лучше оценивают качество своей жизни, чувствуют себя более счастливыми и больше удовлетворенысвоими отношениями. Чешские студенты, выбирающие активный копинг лучше оценивают качество своей жизни, но не чувствуют себя более счастливыми чем те, которые выбирают пассивные стратегии совладания. Русские и чешские студенты чувствуют себя одинаково счастливыми. Женщины в обеих группах респондентов чаще выбирают пассивные стратегии совладания, ищут поддержки и больше выражают негативные эмоции в стрессовых ситуациях. Эта статья дополняет полученные ранее данные позитивных и кросскультуральных исследований, касающихся копинга, счастья и качества жизни.
Ключевые слова: стратегии совладания, копинг, качество жизни, счастье, обучение за границей.
Щупленков Н.О.
Щупленков О.В.
Отличительные особенности становления олигархического капитализма в России в научно-исследовательском пространстве
В статье рассматриваются условия формирования олигархического капитализма в современной России. Выделены ключевые аспекты политического и экономического развития государственной власти. Подчеркнута важность олигархических групп как составных элементов капиталистических отношений в российской экономике.
Ключевые слова: власть, экономика, олигархия, политика, общество, государство.
Базанова А.Е.
Попова Е.О.
Ресурсы формирования лексического состава современного экономического медиатекста
Опираясь на исследования, авторы анализируют особенности формирования лексического состава экономического медиатекста. В связи с тем, что современное информационное пространство экономической сферы профессиональной деятельности обслуживается с помощью языка профессиональных коммуникаций, авторами рассматриваются и иллюстрируются примерами методы пополнения и формирования языка экономической сферы деятельности. Уделяется внимание таким способам, как когнитивная метафоризация и лексико-семантический способ формирования экономической лексики. Авторы приходят к выводу, что современный экономический медиатекст не только является частью экономического дискурса, но и представляет собой средство формирования лексических единиц языка профессиональных коммуникаций. Он активно развивается и трансформируется. Для него свойственно пополнение за счет образования новых лексических единиц и словосочетаний, используемых для обозначения современных экономических реалий.
Ключевые слова: экономическая лексика, медиатекст, заимствования, фразеологизация наименований, семантическая структура, экономический дискурс.
Товуу Н.О.
Исследования по психологии тувинцев в условиях внедрения новых информационно-коммуникационных технологий
Представлены результаты исследования этнопсихологических характеристик тувинцев, в том числе тех, кто живет в отдаленных районах Тувы. Смысл жизни и ценность для тувинцев - такие категории, как уход за детьми (семья), отношения с родственниками, любовь к родному народу и традиционная культура. Большинство тувинцев характеризуются уважительными, равными отношениями. Семьи традиционно имеют много детей и стабильны, племенные отношения устойчивы и сохраняют традиционные ценности: гостеприимство, уважение к старшим, вежливость. Рационализм, пунктуальность и гибкость жизненного положения все еще не очень приемлемы. Мы также исследовали особенности формирования и курса когнитивных процессов в условиях использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и повседневной жизни. Использование цифрового оборудования влияет на глубокие слои менталитета и изменяет не только формирование и функционирование сферы речевой мысли, но и процессы восприятия. Информационные технологии, которые вошли в современную жизнь, немного сосредоточены на реальных сообществах: в лучшем случае они адаптированы к написанию.
Ключевые слова: этнос, Тува, психология, информационные и коммуникационные технологии.
Пейчева А.А.
Массовая коммуникация: современный обзор
Массовая коммуникация создается для массы, востребована массой и поставляется массой. Когда индивидуумы становятся массовой единицей, в то же время будучи в состоянии выразить свою индивидуальность. Тенденции массовой коммуникации вдохновляются большинством, что автоматически не делает их правильными, поэтому массовая коммуникация рассматривается как позитивная и негативная по своей природе. Мнение индивида исправляется и формируется во многих отношениях, но главным образом в социокультурной сфере. Но социокультурная сфера и ее влияние измеряются определяющими факторами, которые рассматриваются различными авторами, которые в зависимости от их отрасли академических наук претендуют на другую точку зрения. Социокультурная перспектива, среди прочего, считается одним из важнейших факторов формирования общественного мнения. В мире, индустриализации и глобализации, качество массовой коммуникации, через СМИ и интернет, в чем разница между миром, представляющим взаимный интерес, экономическое процветание, мультикультурализм и мир в моральном упадке, деградации национальных и союзных ценностей и традиций, отсутствие политической прозрачности и войны.
Ключевые слова: коммуникация, социум, культура, социология, игра, группа, гендер, раса, мысли, этнос.
Михайлова Н.В.
Рыбаков С.В.
Этнополитика и образование: точки пересечения
Обзор посвящен монографии Ш.К. Шахов «Этнополитика и образовательная сфера в поликультурном регионе: тенденции развития». Отмечается, что автор монографии уделил равное внимание как теоретическим, так и практическим аспектам государственно-общественной интеграции. В монографии содержится идея о важности координации управленческих решений, относящихся к этнополитической и образовательной сферам.
Ключевые слова: интеграционные процессы, поликультурный регион, этнополитика, образовательная сфера, воспитание молодежи.
Бирюков С.В.
Межрегиональное и приграничное сотрудничество - часть международных отношений
Учебник Л.Ф. Болтенковой и Е.Л. Рябовой рассматривает проблему, которая актуальна в контексте современной политической региональной науки и теории международных отношений. Согласно базовому определению, трансграничное сотрудничество является частью международных отношений Российской Федерации, международных и внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации и муниципалитетов приграничных регионов Российской Федерации с субъектами пересечения - приграничное сотрудничество соседних государств.
Ключевые слова: сотрудничество, граница, культура, международные, отношения, регион, региональные, муниципалитет.
Терновая Л.О.
Шахматы: спорт, искусство, геополитика
Спорт давно стал средством решения задач мировой политики. Одной из первых спортивных игр, которая блестяще показала соединения этих сфер стали шахматы. Состязающиеся в игре соперники демонстрируют силу, выдержку, характер, необходимые для спорта. А необходимость конструирования множества вариантов их противоборства легко экстраполируется на социально-политические реалии. На протяжении длительной своей истории шахматы вобрали в правила опыт разных культур и народов. Игра смогла отразить значимые для человека образы пространственной и общественной организации, а ее правила — стратегии поведения ведущих социальных акторов. Эта игра имеет по-настоящему международный характер. Участие в шахматной игре давало партнерам возможность лучше узнать другого, что было незаменимо в дипломатической практике. Ценность шахмат высоко осознавалась во времена общественных трансформаций, что проявилось в стремлении не запретить игру как наследие прошлого, а сделать ее символом происходящих перемен. Эту политику проводили и французские революционеры XVIII столетия, и российские большевики в начале XX века. Шахматы при всей открытости турниров проявляют потрясающее сходство с дипломатией, заключающееся в ее закрытости, камерности. Поэтому о том, как эта игра помогает понять мир и расшифровать действия геополитического соперника, часто можно узнать не из репортажей о матчах, а из произведений искусства, связанных с хитросплетениями шахматной игры. И то, что шахматы одновременно являются игрой и спортом также сближает их с дипломатией, обладающей качествами игры и искусства, а шахматную геополитику делает предпочтительнее геополитических конфликтов.
Ключевые слова: международные отношения, геополитика, дипломатия, искусство, шахматы, история, общество.
Авторы
Базанова А.Е. - кандидат филологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов.
Бирюков С.В. - доктор политических наук, профессор, школа современных международных и пространственных исследований Восточно-Китайского педагогического университета (г. Шанхай, КНР).
Ганькова Л.А. - магистр психологических наук, психотерапевт в центре клинической психологии и психотерапии Карлин (Прага), Чехия, докторант на факультете психологии Пан-Европейского Университета (Братислава), Словакия.
Гончаров А.И. - кандидат экономических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».
Мигулева М.В. - Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет.
Михайлова Н.В. - доктор политических наук, профессор политологии. Кафедра политических наук, Российский университет дружбы народов (Москва).
Пейчева А.А. - аспирант третьего курса, Факультет политических наук и истории, политологии и региональных исследований. Московский психолого-социальный университет.
Попова Е.О. - кандидат филологических наук, ассистент, Российский университет дружбы народов.
Рыбаков С.В. - доктор исторических наук, профессор истории. Кафедра истории и социальных технологий Уральского федерального университета (Екатеринбург).
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Скитёва Е.И. - кандидат экономических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».
Терновая Л.О. - профессор кафедры социологии и управления МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Товуу Н.О. - доктор психологических наук, Тувинский институт изучения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук.
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.