КУЛЬТУРА  МИРА  № 5

 
 
Главный редактор Рябова Е.Л. - доктор политических наук, профессор.
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
 

Редакционный и Ученый Совет издательства журнала «Культура Мира»

Белов В.Г. - доктор экономических наук, профессор, Председатель Вольного Экономического общества (г. Москва).
Долгенко А.Н. - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации РАНХиГС.
Ивакин Г.А. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российской государственности, заместитель начальника УМУ РАНХиГС.
Мурашко С.Ф. - кандидат политических наук, доцент кафедры внешнеполитической деятельности России, заместитель заведующего кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникаци РАНХиГС.
Наумова Г.Р. - доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член Академии «Философия хозяйства».
Нигматуллина Т.А. - доктор политических наук, профессор, директор Башкирского института социальных технологий ОУП ВПО «АТиСО», руководитель Центра ЮНЕСКО - ЮНЕВОК в РФ.
Радченко А.Ф. - кандидат политических наук, Руководитель Аппарата Общественной Палаты РФ.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор МАДИ.
Чапкин С.В. - заместитель главного редактора, почетный Профессор Академии экологии и права.
Ячин С.Е. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ДВФУ, г. Владивосток.
Демьяненко Ю.А. - кандидат социологических наук, ректор ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет».
 
Международный департамент
Грэм Стоуэрс - политолог, эксперт. Великобритания.
Адриано Дель Аста - Директор Итальянского института Культуры.
Ян Валлениус - политолог, эксперт. Финляндия.
 
 

Содержание

 
 
Международные отношения
 
Терновая Л.О., Багаева А.В. Визуализация образа Европы в культурном пространстве Евросоюза
4
Орлова М.М. Студенческая культура или студенческая субкультуры?
15
Донская В.Н. Лидерство и мотивация в управлении персоналом
25
Ананченкова П.И., Мустаева Н.Г. Корпоративная культура сотрудников: формирование и развитие на основе дистанционных образовательных технологий
36
 
Права человека
 
Ким Ф.С. Европейское духовное наследие («взгляд просвещенного консерватора»)
45
Федорушкова О.С. Проблема социальной справедливости в современных теориях либерализма и либертарианства
53
Лянной В.А., Пономарева А.И. Культурная и социальная адаптация трудовых мигрантов в принимающем сообществе: зачем изучать национальный язык?
65
 
Национальная культура и искусство
 
Калмыкова М.В. Базовые продукты и блюда в пище итальянского этноса
74
Инь Жуюй Влияние советских произведений культуры (в сферах кино, литературы и музыки) на Китайское общество в 1949-1956-е гг.
82
 
Тольятти
 
Православная классическая гимназия Читаем Петрарку, Данте, Боккаччо
89
 
Аннотации
 
93
Авторы
96
 
 
 
 

Аннотации

 
Терновая Л.О.
Багаева А.В.
Визуализация образа Европы в культурном пространстве Евросоюза
Статья посвящена использованию визуальных образов Европы и европейской символике как средств для общественной поддержки европейской интеграции. Авторы используют метод синтеза, обобщая мифологическую и культурологическую базу понятия “Европа”, которая используется для понимания современных европейских символов. Делается вывод о том, что если известные культурные образы лежат не только в основе культурной традиции, но и традиции политической и геополитической, то они требуют постоянного смыслового наполнения. Авторы приводят ряд мер и средств для создания объединённых европейских символов: программы по выдвижению экологических и культурных столиц, созданию новых типов музеев, что способствует развитию континента как культурного центра. 
Ключевые слова: Европа, Европейский союз, визуализация образов, культурная столица, музейное пространство.
 
Орлова М.М.
Студенческая культура или студенческие субкультуры?
В данной статье автор делает акцент на том, что студенчество – это не только время для изучения новых знаний и подготовка к профессиональной жизни, но также и время поглощения норм, ценностей, образцов национальной и мировой культуры. Сами студенты формируют особое культурное пространство, которое служит потребителем и производителем культурного продукта. Молодежь активно обрабатывает то, что было создано в культуре старшего поколения для использования в молодёжной субкультуре.
В исследовании автор суммировал выводы, сделанные зарубежными (Т. Ньюкомб, К. Маннхейм, М. Троу) и российскими (Ю. Лотман, А. Изгоев, Н. Лясников, Ю. Лясникова и др.) учёными на тему студенчества и студенческой субкультуры. При этом автор подчёркивает важность презентации студенческих работ на платформах, фестивалях, студенческих клубах, организованных с этой целью.
Ключевые слова: высшее образование, университет, студенческая культура, субкультура, политическая социализация.
 
Донская В.Н.
Лидерство и мотивация в управлении персоналом
Основу анализа современного лидерства в данной работе составляют труды учёных за XX в. В статье автор анализирует теории лидерства, применяемые наукой сегодня и типологию лидерских стилей. Особое внимание автор уделяет лидерству в бизнес-среде, особенно в области управления человеческими ресурсами (HR).
Автор подчёркивает, что сегодня хотя в некоторых ситуациях по-прежнему необходимы харизматические лидеры, все чаще требуется расширение демократических приемов руководства. Автор выделяет такие качества лидера как убеждения, ценности, этика, характер, знания и умения как основные.
Автор делает вывод о том, что в современном мире это все меньше и меньше решается посредством методов командования, а все больше - через изменение мышления людей и, следовательно, изменение их поведения. Лидеры должны быть в состоянии мобилизовать идеи и ценности, которые способны направить подчиненных на решение насущных задач.
Ключевые слова: лидерство, управление персоналом, мотивация, организационная культура.
 
Ананченкова П.И.
Мустаева Н.Г.
Корпоративная культура сотрудников: формирование и развитие на основе дистанционных образовательных технологий
В статье рассматриваются возможности дистанционных технологий обучения в процессе формирования корпоративной культуры сотрудников. Автор приводит данные собственного исследования относительно форм, методов и задач дистанционного обучения в рамках корпоративных образовательных программ.
Авторами было проведено масштабное исследование использования дистанционных технологий в рамках корпоративного обучения. Обследование проводилось на базе 64 компаний. В анкетировании участвовали 5300 человек (включая сотрудников центрального офиса, филиалов и региональных представительств).
В ходе исследования ставились следующие задачи: проанализировать подходы к организации корпоративного обучения в компаниях; проанализировать цели и задачи корпоративного обучения в компаниях; выделить основные тематические и содержательные блоки в образовательном процессе; определить ?плюсы? и ?минусы? отдельных форм обучения с позиции обучаемых и с позиции руководства компаний. В заключении автор приводит данные опроса руководителей кадровых служб. Делается вывод о том, что дистанционные технологии эффективны для обучения новых сотрудников; очное обучение сотрудников можно заменить на дистанционное без потери качества обучения.
Ключевые слова: культура, корпоративная культура, обучение, дистанционные технологии.
 
Ким Ф.С.
Европейское духовное наследие («взгляд просвещенного консерватора»)
Доклад представляет анализ исследования теоретиком «просвещенного консерватизма» Г.-К. Кальтенбруннером европейской духовной истории.  Делается вывод о том, что европейская традиция для Кальтенбруннера – это собрание духа, из которого никто не может быть исключен; полифония размышлений и диалогов просветителя и романтика, догматика и скептика, уверенного и сомневающегося, консерватора и революционера, анархиста и сторонника иерархии.
Ключевые слова: Европейское духовное наследие, «просвещенный консерватизм», европейская традиция.
 
Лянной В.А.
Пономарева А.И.
Культурная и социальная адаптация трудовых мигрантов в принимающем сообществе: зачем изучать национальный язык?
Ввиду новых законодательных инициатив, принятых в 2014 г., прошёл ряд изменений в положении мигрантов на территории РФ. В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения национального языка как основного фактора адаптации трудовых мигрантов в принимающем сообществе. Авторы статьи определяют особенности изучения русского языка, цели, задачи, принципы и подходы к организации обучения трудовых мигрантов.
Ключевые слова: труд, миграция, обучение, национальный язык, адаптация.
 
Калмыкова М.В.
Базовые продукты и блюда в пище итальянского этноса
Для данного исследования используется культурологический подход для определения основных трендов в культуре питания Италии.
Автор говорит о том, что в итальянском питании прослеживается определенный базовый набор продуктов и блюд, который претерпевал некоторые изменения на протяжении двадцатого века. Автор представляет исследование употребления определенных продуктов питания и блюд (сыров, пиццы, бальзамического уксуса, мучных и мясных изделий и др). Делается следующий вывод: местные жители следуют своим пищевыми традициями и стремятся сохранить собственное региональное своеобразие, предпочитают употреблять преимущественно локальные продукты. Туризм способствует сохранению регионального своеобразия итальянской кухни.
Ключевые слова: пища, питание, Италия, кухня, традиция, материальная культура, этнология, оливковое масло, итальянская кухня, обычай, традиционное блюдо, Пьемонт, сыры, пицца, набор продуктов, бальзамический уксус, паста, Венето.
 
Инь Жуюй
Влияние советских произведений культуры (в сферах кино, литературы и музыки) на Китайское общество в 1949-1956-е гг.
В статье рассматривается влияние советских произведений культуры на китайское общество середины XX века. В качестве примеров автор использует сферы кино, литературы и музыки.
В фокусе исследования находится отзыв китайского народа на советские культурные произведения. Делается вывод о том, что советская культура породила любовь к ней и к русскому народу у всего китайского общества. Эта любовь сохранилась и на сегодняшний день, что заложило фундамент для дальнейшего развития отношений между Россией и Китаем. Основным методом исследования является методом кейс-стади.
Ключевые слова: Советский Союз, Китай, кино, литература, музыка, влияние.
 

 

Авторы

Ананченкова П.И. - кандидат экономических наук, кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры Экономики и управления в социальной сфере Академии труда и социальных отношений, г. Москва. 
Багаева А.В. - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии международных отношений Социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 
Донская В.Н. – магистрант Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. 
Инь Жуюй - аспирант, кафедра журналистики и издательского бизнеса, школа Гуманитарных Наук, Дальневосточный Федеральный Университет. 
Калмыкова М.В. - аспирантка Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова кафедры этнологии, заместитель заведующего кафедрой «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» Университета «Синергия». 
Ким Ф.С. - доцент. Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Бронницкого филиала МАДИ. 
Лянной В.А. – кандидат юридических наук, доцент кафедры Экономики и управления в социальной сфере Академии труда и социальных отношений, г. Москва. 
Мустаева Н.Г. - доцент кафедры социологии, рекламы и связей с общественностью Международной академии бизнеса и управления, г. Москва. 
Орлова М.М. - Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ), старший преподаватель кафедры Социологии и управления.
Пономарева А.И. - старший преподаватель кафедры Экономики и управления в социальной сфере Академии труда и социальных отношений, г. Москва.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор Московский автомобильно-дорожный Государственный Технический Университет. 
Федорушкова О.С. - аспирантка кафедры политологии и социологии Московский педагогический государственный университет.