Том 9.  Выпуск 1.  (№ 25)

 
 
 
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
 
  
 

Содержание

  
 
Геополитика, права человека
Байханов И.Б. Размышления об исторических основах концепции «геополитическая культура»
10
Терновая Л.О. Особенности геополитической культуры
19
 
ЮНЕСКО: культура и национальные традиции
Рябова Е.И., Терновая Л.О. Картина мира Джузеппе Арчимольдо и ее актуальность
39
Дзермант А.В. Скифия—Русь—Евразия. Историософские образы восточнославянского мира
52
Рябова Е.И., Терновая Л.О. Осмысливая опыт Парижской Коммуны в сфере образования и культуры
77
 
Социальные  проекты и  информационные  технологии
Артамонова Я.С., Зенов П.Е., Фридман М.Ф. Образовательный потенциал эколого-экономической политики кадрового обеспечения шестого технологического уклада: роль экспертного сообщества в развитии новой научной парадигмы
91
Вознесенский И.С. Отражение парадигмы «время — деньги» в уличной живописи
105
 
Аннотации
 
124
Авторы
128
 
  
 
 

Аннотации 

 
Байханов И.Б.
Размышления об исторических основах концепции «геополитическая культура»
Статья написана в качестве развернутой исторической справки о происхождении понятия «культура», автором которого является выдающийся римский общественный деятель Катон Старший, или Марк Порций Катон Цензор. Катон известен не только как автор труда о сельском хозяйстве, где и употребляется впервые дефиниция «культура», но и настойчивым сторонником доведения до победного конца войны Рима с Карфагеном, что можно считать проявлением уже геополитической культуры. Но за тысячелетия после тех событий ни просто культура, ни геополитическая культура не смогли полностью выйти за рамки своего первоначального смысла и обрести новые моральные детерминанты. 
Ключевые слова: история, культура, геополитика, Рим, Карфаген, море, земля, война.
 
Терновая Л.О.
Особенности геополитической культуры
В статье раскрывается содержание нового термина в теории международных отношений «геополитическая культура». Показано насыщение предметного поля проблемами, которые выступают в качестве моста между культурой и проблемами международного общения в самом широком смысле. 
Ключевые слова: международные отношения, геополитика, культура, история, доктрина.
 
Рябова Е.И.
Терновая Л.О. 
Картина мира Джузеппе Арчимольдо и ее актуальность
В статье анализируется творчество итальянского художника позднего Возрождения Джузеппе Арчимбольдо с позиций поиска в нем элементов общего социального кода, свойственного всякой эпохе социального транзита, когда мир погружается в состояние неопределенности. Отсутствие социального консенсуса,  целостного видения и программы движения вперед в истории оборачивалась трагедиями войн и революций. 
Ключевые слова: история, искусство, социальная реальность, психология, живопись, маньеризм.
 
Дзермант А.В.
Скифия—Русь—Евразия. Историософские образы восточнославянского мира
Страны и народы со сложным этнокультурным генезисом и длительной историей нередко имеют двух- и более «слойную» идентичность и альтернативную номинацию. Например, Франция и Галлия, Британия и Англия, Германия и Пруссия, Иран и Персия, Турция и Османская Порта. Русь, Россия тоже относится к их числу. Как правило, альтернативная номинация связана с сошедшими с исторической арены этносами, растворившимися в рамках этногенеза большого народа или нации.
Ключевые слова: Беларусь Скифия, Русь, история, образ, страны, дух, этнокультура.
 
Рябова Е.И.
Терновая Л.О.
Осмысливая опыт Парижской Коммуны в сфере образования и культуры
150 лет прошло с краткого периода, когда во Франции в условиях Франко-прусской войны в осажденном Париже его жители попытались реализовать невероятный для того времени социальный эксперимент, учредив Парижскую коммуну. Несмотря на то, что она просуществовала всего 72 дня, ее действия затронули принципиальные стороны социального уклада, включая проблемы народного образования.
Ключевые слова: история, образование, революции, самоуправление, социальный эксперимент.
 
Артамонова Я.С.
Зенов П.Е.
Фридман М.Ф.
Образовательный потенциал эколого-экономической политики кадрового обеспечения шестого технологического уклада: роль экспертного сообщества в развитии новой научной парадигмы
В статье рассматривается одна из наиболее актуальных и важных проблем – роль экспертного сообщества в разработке новой теоретико-методологической основы развития кадрового обеспечения инновационного прорыва в условиях развертывания шестого технологического уклада на фоне экологизации общественных и, в частности, экономических отношений. В настоящее время понятие «эксперт» настолько широко распространено, что в ряде случаев его трактовки могут разниться диаметрально противоположно: от обозначение статуса специалиста, занимающегося независимой оценкой, до комплимента человеку, обладающему рядом весьма субъективных достижений в какой-либо области. Вместе с этим, очень важно отводить существенное место  независимой экспертизе при формировании объективной оценки стратегических решений. С учетом того, что на современном этапе развития цивилизации к человечеству пришло понимание ограниченности ресурсов планеты, мир столкнулся с неизбежностью принятия стратегических решений, связанных с долгосрочным инновационным опережающим сбалансированным социально-экономическим развитием и нацеленных на преодоление глобальных проблем, ставящих под угрозу дальнейшее существование человека как биологического вида. Интенсивное развитие наукоемких технологий в условиях вступления в шестой технологический уклад ускоряет сокращение жизненного потенциала планеты, поэтому чрезвычайно важно сделать производство максимально экологичным и экономичным, сократить объемы потребления и, следовательно, обороты исчерпания природных ресурсов. Достигнуть этого без организации надлежащей системы  кадрового обеспечения практически невозможно.
Ключевые слова: кадровая политика, кадровое обеспечение, инновационный прорыв, шестой технологический уклад, промышленная революция, эколого-экономический подход, образовательный потенциал, экспертные сообщества, независимая оценка, стратегические решения.
 
Вознесенский И.С.
Отражение парадигмы «время — деньги» в уличной живописи
В статье содержится анализ такого направления уличной живописи, как граффити. Автор обратил внимание на парадокс, связанный с тем, что тема денег ранее развивалась в классической живописи, чьи произведения заставляли зрителя вдумчиво подойти к проблеме соотношения времени и денег. Но современные уличные художники не только нашли возможность передать смыслы парадигмы «время — деньги» языком граффити, но и смогли расширить данную  проблематику, наполнив ее социально значимым этическим содержанием. 
Ключевые слова: время, темпоральная культура, деньги, уличное искусство, ценности, мораль.
 

 

Авторы

Артамонова Я.С. - доктор политических наук, доцент. Московский технический университет связи и информатики.
Байханов И.Б. - кандидат политических наук, Эксперт.
Вознесенский И.С. - старший преподаватель, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Дзермант А.В. - философ и политолог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, директор Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» (г. Минск, Республика Беларусь).
Зенов П.Е. - кандидат юридических наук. Московский технический университет связи и информатики.
Рябова Е.И. - кандидат политических наук, доцент, специалист по трудовому праву.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Фридман М.Ф. - доктор философских наук, профессор. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».