Том 13. Выпуск 2. (№ 45)
Совет рецензентов издания совместно с профессорско-преподавательским составом ведущих высших учебных заведений.
При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут не совпадать с позицией издателей.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий.
При перепечатке ссылка на журнал «Культура мира» обязательна.
Рукописи рецензируются.
Содержание
Культурология
|
|
Яо Сыцунхуэй, Будкеев С.М. Орнаментальный декор фасадов и художественная роспись дворцовых ансамблей эпох Мин И Цин
|
14
|
Напсо М.Д., Агирбов Т.А. Мода как социокультурный тренд современности
|
23
|
Новикова-Бородина С.В. Музыкальное произведение как олицетворение образа, воплощающего эстетический идеал в контекстах понятий творчество, неприкосновеность, текст (на примере современных филармонических концертных программ для детей)
|
31
|
Саипунайцзайэр Долайти Уйгурский перевод терминов китайской медицины в романе «Сон в красном тереме»: культурная коннотация и стратегия точности перевода как перспектива
|
42
|
Ткачук И.Б. Феномен культуры преодоления: система индивидуальных ценностей в стратегиях личностного роста
|
52
|
Гриценко Р.А. От Пушкина до цифровых фестивалей: история трансформации русского культурного влияния в Южной Корее
|
63
|
Докучаева М.Н. Диалектика коммуникативной природы джаза
|
82
|
Киреев М.Н., Енина С.А., Аникеев Д.В. Особенности формирования личностной идентичности в досуговой деятельности |
93
|
Мирошниченко Е.В., Калашникова Н.Н., Сыровацкий Е.Ю. Развитие творческой активности молодежи посредством волонтерской деятельности |
100
|
Шиндель С.В., Семёнова Т.В., Зражевская Е.О. Язык как «дом бытия» и «философия» почвы: рецепция немецких мыслителей этнической лингвокультуры |
108
|
Юань Чжэньцзюнь Влияние европейских традиций на развитие системы академического пения в Китае |
118
|
Ферзба Г.О. Синергия академического и эстрадного вокального искусства на примере развития Classical crossover |
125
|
Пэн Лимин Отражение взаимосвязи понятий повседневность в живописи китайских художников |
136
|
Гу Цзяюань, Метляева Т.В. Образ России в творчестве китайских художников: диалог культур |
145
|
Политология
|
|
Напсо М.Д., Агирбов Т.А. Мода как социокультурный тренд современности
|
161
|
Новиков Д.В., Ултургашева Н.Д. Этническая информация и этнокультурные стереотипы в региональной прессе Кузбасса (период «возрождения» автохтонных этносов, 1990 г. - 2004 г.)
|
160 |
Ван Нин Международные отношения и мировая политика в условиях цифровизации общества
|
186 |
Актуальные вопросы науки и инновации
|
|
Калмыкова М.В. Кулинарная самобытность Северо-Восточной Италии: от традиций к особенностям | 196 |
Ещенко Т.В. Исследование и анализ методов педагогического дизайна | 204 |
Ли Юйчжэнь Связь жизненных ориентаций с индивидуальными особенностями по-знавательной сферы (на примере китайской выборки) | 210 |
Чжан Юймэн Актуальные вопросы применения политики «мягкой силы» в сфере кинематографа на примере России и Китая | 222 |
Ян Сяофэй Роль цифровой дипломатии в международных отношениях | 233 |
Пайзулаева Б.А. Управление процессом формирования профессиональных компетенций в практико-ориентированной образовательной среде | 241 |
Аннотации
|
249
|
Авторы
|
267
|
Аннотации
Яо Сыцунхуэй
Будкеев С.М.
Орнаментальный декор фасадов и художественная роспись дворцовых ансамблей эпох Мин И Цин
В настоящей научной работе автор кратко анализирует особенности орнаментального декора фасадов и художественной росписи дворцовых ансамблей эпох Мин и Цин. В статье рассматривается несколько конкретных примеров известных исторических и культурных памятников Китая, сохранивших свою самобытность и уникальность. Далее автор анализирует орнаментальную и декоративную часть, выделяет их характерные особенности. В заключении статьи автор отмечает, что данная тема продолжает оставаться актуальной и для современных исследователей – историков, культурологов, искусствоведов. Объектом данного исследования являются особенности орнаментального декора фасадов и художественной росписи дворцовых ансамблей эпох Мин и Цин. Целью данного исследования является комплексный, последовательный анализ особенностей орнаментального декора фасадов и художественной росписи дворцовых ансамблей эпох Мин и Цин. Методы данного исследования: сравнительный анализ, диалектический, статистический, математический, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания. Научная новизна данного исследования заключается в подготовке комплексного исследования, формировании авторских выводов относительно особенностей орнаментального декора фасадов и художественной росписи дворцовых ансамблей эпох Мин и Цин. Данная научная статья будет полезна теоретикам, практикам, обучающимся и профессорско-преподавательскому составу экономических и иных направлений подготовки, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами и перспективами развития орнаментального декора фасадов и художественной росписи дворцовых ансамблей эпох Мин и Цин, китайской культурой в целом.
Ключевые слова: орнаментальный декор, орнамент, художественная роспись, искусство Китая, династия Мин, династия Цин, декоративное искусство, история Китая.
Напсо М.Д.
Агирбов Т.А.
Мода как социокультурный тренд современности
В статье исследуется мода как важнейший социальный и культурный феномен, оказывающий глубокое воздействие на всю область социальных отношений, на сознание и поведение индивидов. Рассматриваются сущность моды, ее противоречивые характеристики. Мода анализируется с различных точек зрения: как механизм адаптации и социализации, как инструмент идентификации и самоидентификации, как форма демонстрации социального статуса и успеха, как способ социального регулирования. Показывается значимость моды как социального транслятора, как фактора, стирающего социальные различия. Исследуются изменчивость моды, ее востребованность обществом потребления. Выявляются риски зависимости от требований моды, которые ведут к возникновению различных форм социального отчуждения.
Ключевые слова: общество потребления, мода, подражание, модный тренд, социальные различия, идентификация, символ.
Новикова-Бородина С.В.
Музыкальное произведение как олицетворение образа, воплощающего эстетический идеал в контекстах понятий творчество, неприкосновеность, текст (на примере современных филармонических концертных программ для детей)
В статье анализируется понятие «музыкальное произведение» в контексте современной концертной практики. При этом подчеркивается важность различения художественного произведения и синтезированного проекта.
Автор, являясь дипломированным композитором, имеющим значительный опыт сотрудничества с государственными филармониями России, обосновывает необходимость создания высокохудожественных авторских произведений для детской аудитории, которые должны стать неотъемлемой частью современной концертной жизни.
Рассматривается проблема выхолащивания содержания филармонических концертов синтезированными проектами, которые превалируют в программах филармоний, сдерживая развитие профессионального композиторского творчества. В связи с этим, автор обосновывает необходимость создания специализированного законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
Статья адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного музыкального искусства, педагогики и психологии искусства, деятелям сферы культуры: составителям, ведущим и дирижёрам концертных филармонических программ, руководителям филармоний и т.д.
Ключевые слова: филармония, психология и педагогика искусства, младшие школьники, музыка, концерт, творчество, сказка с оркестром, неприкосновенность произведения.
Саипунайцзайэр Долайти
Уйгурский перевод терминов китайской медицины в романе «Сон в красном тереме»: культурная коннотация и стратегия точности перевода как перспектива
Данная статья подробно рассматривает уйгурский перевод терминов китайской медицины в романе «Сон в красном тереме». Автор статьи на конкретных примерах анализирует эффективность перевода в аспекте передачи культурных коннотаций и использования переводческих стратегий. В романе «Сон в красном тереме» широко раскрывается тема китайской медицины. Автор подчеркивает, что уйгурский перевод романа вносит определенный вклад в распространение культуры китайской медицины. Цель настоящей статьи – предложить переводческие стратегии, использование которых может способствовать эффективному распространению культуры китайской медицины, и повысить уровень исследований перевода в сфере китайской медицины.
Ключевые слова: классическая китайская литература, китайско-уйгурский перевод романа «Сон в красном тереме», терминология китайской медицины, «Сон в красном тереме», стратегии перевода.
Ткачук И.Б.
Феномен культуры преодоления: система индивидуальных ценностей в стратегиях личностного роста
В статье представлен феномен культуры преодоления как результат исследования автором стратегий личностного роста. Мы рассматриваем этот феномен в корреляции с процессами социализации и инкультурации, представляя культуру преодоления на нескольких уровнях: в материальной и духовной сфере, традициях и новациях, языке и литературе, творчестве. Специфика этого феномена является своеобразной культурной тенденцией, отражающей уникальность актуального периода истории культуры: оптимальность выбора стратегии, направленной на способность личности: усвоить существующие в культуре ценности, встроиться в систему норм, сохранить индивидуальность и неповторимость. Культура преодоления представляет собой рефлексию личности во взаимодействии с социальными факторами и культурными процессами, происходящими в определенный период истории. Рефлексия, демонстрирующая индивидуальную систему ценностей личности, раскрывается: в аффектах, паттернах и воле - компонентах стратегии личностного роста. Автор рассматривает выбор индивидуальной системы ценностей не только как биологическую интуитивную способность человека предвидеть опасность и избегать ее, но и как социокультурную специфику выбора человека, предполагающую результат его действий — продуктивное достижение поставленной цели — через стратегии конфликта, балансирования или сублимации. Распространенность определенного типа стратегии личностного роста в определенный период истории создает картину культуры преодоления народа и страны, фиксируя изменение личностных качеств индивидов, изменяющих мир в целом. Автор обращается к фактам из истории культуры и искусства, демонстрируя примеры культуры преодоления.
Ключевые слова: культура преодоления, стратегии личностного роста, социализация, инкультурация, материальная и духовная культура, традиции и новации, ценности и нормы, язык и литература, социальная культура.
Гриценко Р.А.
От Пушкина до цифровых фестивалей: история трансформации русского культурного влияния в Южной Корее
Статья исследует эволюцию культурного диалога между Россией и Южной Кореей, начиная с конца XIX века до наших дней. Анализируя ключевые этапы — от проникновения русской классической литературы, ставшей инструментом национального самосознания в эпоху колониализма, до современных театральных экспериментов и цифровых фестивалей, — работа раскрывает, как традиции и инновации формируют уникальный синтез культур. Особое внимание уделяется парадоксам взаимовлияния: элитарность русского театра в Корее соседствует с народной адаптацией пушкинских афоризмов, а советская анимация вдохновляет цифровые проекты. Статья доказывает, что культурный обмен между странами — не просто заимствование, а творческое переосмысление, где каждая эпоха добавляет новые грани в диалог, отражённый в литературе, искусстве и даже кулинарных экспериментах.
Ключевые слова: культурное влияние России, русская литература в Корее, межкультурный синтез, театральный диалог, современные фестивали.
Докучаева М.Н.
Диалектика коммуникативной природы джаза
Представленное исследование посвящено рассмотрению влияния джазовой импровизации с точки зрения превращения джаза в уникальную и универсальную форму общения между музыкантами, оказывающую влияние на формы отношений между людьми во всём мире. Данный феномен объясняется тем, что умение передать друг другу музыкальную мысль и развить её приводит к тому, что люди, научившись в музыкальном сотворчестве слышать друг друга, начинают «слышать» окружающий мир и интонационные коды общения людей независимо от того, в какой части света они живут.
Цель работы – анализ диалектики коммуникативной природы инструментального и вокального джаза в их исторически сложившихся направлениях и эволюции от истоков до современности. Методологическую основу данной работы составили отечественные и зарубежные исследования, раскрывающие историю и эволюцию джаза, его стилистики и музыкального языка, изучение джазовой импровизации, феномен которой позволил раскрыть исторически складывающуюся диалектику коммуникативной природы джаза.
Ключевые слова: коммуникация, джаз, jam-session (джем-сэйшен), импровизация, вокал, блюз, инструментальная музыка.
Киреев М.Н.
Енина С.А.
Аникеев Д.В.
Особенности формирования личностной идентичности в досуговой деятельности
Идентичность личности – это сложное и многогранное понятие, описывающее чувство собственного "Я", совокупность представлений человека о себе, своих качествах, особенностях и месте в мире. Это не статичная величина, а динамический процесс, постоянно формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни.
Досуговая деятельность оказывает значительное влияние на формирование и развитие идентичности личности, действуя как своего рода «лаборатория самопознания».
Важно осознанно выбирать досуговые занятия, которые способствуют личностному росту и развитию гармоничной личности. Кроме того, доступность и разнообразие досуговых возможностей также играют значительную роль в формировании идентичности. Ограниченный доступ к досуговым ресурсам может негативно повлиять на развитие личности.
Ключевые слова: идентичность, досуг, культурно-досуговая деятельность, самопознание.
Мирошниченко Е.В.
Калашникова Н.Н.
Сыровацкий Е.Ю.
Развитие творческой активности молодежи посредством волонтерской деятельности
В статье ставится задача рассмотреть специфику волонтерства, основные мотивы волонтерской деятельности. Раскрыты некоторые принципы взаимоотношения организаций с волонтерами. Частично освещена волонтерская деятельность в сфере культуры, влияние волонтерства на гражданско-патриотическое воспитание молодежи.
Ключевые слова: волонтерство, культура, социальная деятельность, движения, объединения, добровольчество, общественные организации.
Шиндель С.В.
Семёнова Т.В.
Зражевская Е.О.
Язык как «дом бытия» и «философия» почвы: рецепция немецких мыслителей этнической лингвокультуры
В статье рассматривается взаимосвязь экзистенциальных категорий «язык» и «почва», которая волновала выдающихся носителей немецкого языка и культуры XIX-XX веков – писателей Г. Бёлля и Э. Юнгера, философов М. Хайдеггера и О. Шпенглера. Взгляды мыслителей находятся в корреляции, и могут быть интерпретированы как триединство почва-кровь-язык (Boden-Blut-Sprache). Образно и предельно точно определяет сущность родного языка как «удостоверения, которое никто не должен подписывать или продлевать» гуманист Генрих Бёлль. Его соотечественник, Эрнст Юнгер – писатель, философ – скрупулёзно описывает в своем дневнике «Излучения» опыты по возделыванию почвы, тем самым на подсознательном уровне актуализируя дихотомию – язык и почва. Язык по Мартину Хайдеггеру – это «дом бытия», дом, возникший на почве диалектов. «Прафеномен» или прообраз всего сущего, незыблемая основа (почва) для культуры – такова природа языка, по мнению Освальда Шпенглера. На наш взгляд, философские умозаключения мыслителей свидетельствуют о материалистичности и категоричности этнической лингвокультуры, особенности которой обнаруживаются в грамматическом строе, фонетике, морфологии немецкого языка. Междисциплинарный подход в русле лингвокультурологии позволяет выявить данную взаимосвязь, и представляется целесообразным как с точки зрения понимания, так и методики преподавания немецкого языка, что, в свою очередь, свидетельствует о практической значимости представленной статьи.
Ключевые слова: немецкий язык, этническая лингвокультура, Г. Бёлль, Э. Юнгер, М. Хайдеггер, О. Шпенглер.
Юань Чжэньцзюнь
Влияние европейских традиций на развитие системы академического пения в Китае
В данной статье рассмотрено влияние европейских традиций вокала на систему академического пения в Китае. В частности, указано, что наибольшее влияние на систему академического пения в Китае оказало европейское пение бельканто – благодаря его использованию удалось улучшить систему китайского академического пения - произвести работу с диафрагмой, проработать резонирующие полости для пения.
Ключевые слова: академическое пение в Китае, бельканто, пение бельканто, западный метод пения, традиционное пение Китая.
Ферзба Г.О.
Синергия академического и эстрадного вокального искусства на примере развития Classical crossover
Статья посвящена синтезу академического и эстрадного искусства в контексте становления и популяризации жанра Classical crossover, как в современном отечественном исполнительстве, так и в мировой музыкальной культуре.
Жанр Classical crossover представляет собой уникальную синергию академической и эстрадной музыки, которая за последние десятилетия привлекла внимание, как профессионалов, так и широкой публики. Classical crossover сочетает в себе элементы классической музыки с популярными жанрами, что позволяет создавать инновационные музыкальные произведения и расширять границы традиционного музыкального искусства.
Растущий интерес к жанру и рассмотрение его влияния на современную культуру, посредством появления новых вокальных конкурсов, шоу и телевизионных проектов, и появление новых артистов популяризирующих Classical crossover, актуальны и сегодня.
Ключевые слова: синергия, современное музыкальное искусство, Classical crossover, мюзикл.
Пэн Лимин
Отражение взаимосвязи понятий повседневность в живописи китайских художников
В статье рассматривается возможность изучения культуры повседневности азиатской страны с помощью анализа художественных произведений, создаваемых современными китайскими живописцами. Учитывая, что воспроизводимые сюжеты бытового жанра, уличные зарисовки, фиксируют определенные настроения, детали быта, труди прочие подробности существования человека, авторы анализируют культурные ценности страны, определяющие каждое конкретное произведение китайских художников. Культурная идентичность, очевидная в соответствии с набором символических смыслов, выявляемых в живописных произведениях, равно как и повседневность, представленная многослойно, осознаются взаимосвязанными именно потому, что произведения искусства, транслирующие их, являются не только способом самовыражения, сколько суммированием ценностей традиционной культуры, репрезентацией национального образа мира. Авторы подчеркивают необходимость изучения повседневной жизни и культурной идентичности, обращая внимание на произведения живописи китайских художников, позволяющие открывать новые горизонты исследований в этой области.
Ключевые слова: Китай, маркер, повседневность, культурная идентичность, современность, живопись.
Гу Цзяюань
Метляева Т.В.
Образ России в творчестве китайских художников: диалог культур
В статье исследуется образ России в произведениях китайских художников в разные временные периоды, анализируется исторический аспект художественного обмена между Китаем и Россией, влияние художественных стилей и техник на развитие художественного творчества китайских художников. Прослеживается как по мере углубления культурного обмена, формировался художественный стиль китайских художников и как менялся образ России в географических пейзажах, городском пространстве и образе человека изображаемых в произведениях китайских художников в период с середины XX в. и по настоящее время. В советский период китайское искусство находилось под влиянием реалистического стиля, что сказалось в дальнейшем на китайской живописи в целом. В настоящее время культурный обмен между Китаем и Россией стал более разнообразным что, способствует развитию и взаимному обогащению различных творческих направлений, в том числе и изобразительного искусства обеих стран.
В настоящем исследовании, на примере отдельных работ китайских живописцев, представлен образ России через изображение природных пейзажей и городского пространства тех городов, где обучались или путешествовали художники из Китая, а также через образы русских персонажей с ярко выраженными индивидуальными чертами. Эти произведения не только демонстрируют глубокое понимание и восприятие российской культуры китайскими художниками, но и отражают их тонкое восприятие образа другой страны.
Объектом исследования выступает образ России, предмет – динамика образа России в творчестве китайских художников в период с середины XX в. и по настоящее время. Цель данной статьи – исследовать динамику образа России в китайской живописи с середины XX по настоящее время и проследить влияние художественных стилей и техник русской художественной школы на творчество китайских художников. В работе применялись структурно-функциональный подход, методы анализа и синтеза: на основе анализа отечественных и зарубежных сайтов научных исследований, проведен сбор основной информации по теме – динамика образа России в китайской живописи с середины XX по настоящее время. Диалог культур.
Ключевые слова: изобразительное искусство, художественное творчество, городской пейзаж, образ России, культурный обмен, художественные стиль и жанр, межкультурный диалог.
Напсо М.Д.
Агирбов Т.А.
Мода как социокультурный тренд современности
В статье исследуется мода как важнейший социальный и культурный феномен, оказывающий глубокое воздействие на всю область социальных отношений, на сознание и поведение индивидов. Рассматриваются сущность моды, ее противоречивые характеристики. Мода анализируется с различных точек зрения: как механизм адаптации и социализации, как инструмент идентификации и самоидентификации, как форма демонстрации социального статуса и успеха, как способ социального регулирования. Показывается значимость моды как социального транслятора, как фактора, стирающего социальные различия. Исследуются изменчивость моды, ее востребованность обществом потребления. Выявляются риски зависимости от требований моды, которые ведут к возникновению различных форм социального отчуждения.
Ключевые слова: общество потребления, мода, подражание, модный тренд, социальные различия, идентификация, символ.
Новиков Д.В.
Ултургашева Н.Д.
Этническая информация и этнокультурные стереотипы в региональной прессе Кузбасса (период «возрождения» автохтонных этносов, 1990 г. - 2004 г.)
В кузбасской прессе постсоветского периода сложилось направление, освещающее развернувшиеся этнокультурные инициативы многонационального по составу населения региона. В статье, на основании проведенного автором контент-анализа предпринята попытка охарактеризовать стереотипы, транслируемые областной прессой посредством этнической информации. Достаточно активная позиция представителей коренных этносов (проживающих на территории Кемеровской области шорцев и телеутов) в творческом осмыслении и развитии своего культурного наследия, определила и заинтересованное внимание к ним со стороны журналистов. Разнообразие форм этнокультурной самопрезентации народов, их выход на уровень социально значимых мероприятий, как и постоянное информационное обеспечение со стороны СМИ делают актуальным исследование образа данного явления, транслируемого в массовое сознание региональной прессой. На этапе организационного оформления «движения по этнокультурному возрождению» в Кузбассе (который вполне укладывается в заявленные хронологические рамки), сложилась и специфика его отражения региональной периодической печатью. Последняя достаточно явно прослеживается по материалам массовых изданий областного масштаба (таких, как газеты «Кузбасс», «Кузнецкий край»). Практически все проанализированные сюжеты нацелены на формирование в читательской аудитории конструктивного образа как межэтнических отношений в регионе, так и деятельности областных и районных властей в «этнической» сфере. Это проявляется в освещаемой тематике (например, массовые этнокультурные мероприятия, социальное обеспечение отдаленных поселков с автохтонным шорским населением, участие институтов гражданского общества в жизни региона), а также в явно прослеживаемой «солидарной» (либо нейтральной) позиции самих авторов газетных материалов.
Ключевые слова: региональная пресса, этнокультурное возрождение, национальная политика, образ, многонациональный Кузбасс, межкультурный диалог, наследие, массовое сознание.
Ван Нин
Международные отношения и мировая политика в условиях цифровизации общества
В данной статье анализируется влияние цифровых технологий на систему международных отношений и международную политику. Рассмотрев содержание термина «цифровая политика», автор статьи затрагивает проблему взаимоотношений феномена цифровизации, проникшего во все сферы человеческой жизнедеятельности, и международной политики, которая в современную эпоху претерпела существенные трансформации, связанные с использованием цифровых технологий во внешней политике. Особое внимание в статье уделяется такому кластеру международной цифровой политики, как цифровая дипломатия, которая позволяет расширять коммуникационные процессы путем сетевого общения, создав новую модель международных отношений. Автор статьи также останавливается на использовании в международной политике дипломатии данных, принцип которой поясняется на примере сбора информации о политических конфликтах. На основе представленного в статье материала делается вывод, что цифровая международная политика - это новый уровень взаимодействия как между государствами, так и между государствами и гражданами.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая политика, цифровая дипломатия, большие данные, международные отношения.
Калмыкова М.В.
Кулинарная самобытность Северо-Восточной Италии: от традиций к особенностям
Северо-Восточная Италия включает в себя регионы Трентино-Альто-Адидже, Венето, Эмилию-Романью и Фриули-Венецию-Джулию, представляет собой уникальный регион с ярко выраженной кулинарной самобытностью. Сравнительно с Южной и Центральной Италией, климат этих областей более умеренный, что влияет на характер потребляемых продуктов. В то время как средиземноморская диета, включающая оливковое масло, пшеницу и вино, остается основной, на Севере она дополняется блюдами из мяса, а также активно используется рис и кукуруза. В Трентино-Альто-Адидже, например, доминирует животноводство, что обусловливает высокий уровень потребления мяса. Агротуризм, развивающийся в альпийской зоне, становится важной частью гастрономической культуры региона. Интересно, что в Северо-Восточной Италии макароны встречаются реже, чем в других частях страны, а мясные блюда занимают центральное место в рационе. В статье исследуется, как эти особенности питания связаны с историко-культурными и экономическими процессами региона, а также как они отражают его кулинарное наследие и уникальность.
Ключевые слова: Северо-Восток Италии, кулинарные традиции, гастрономия, региональная кухня, Венеция, Фриули-Венеция-Джулия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Эмилия-Романья, культура питания, кулинарное наследие, этнология пищи, уникальность кухни, итальянская гастрономия, культурное взаимовлияние, традиционные рецепты.
Ещенко Т.В.
Исследование и анализ методов педагогического дизайна
В данной статье раскрываются и анализируются современные инновационные методы педагогического дизайна, направленные на преобразование образовательного процесса. Исследованы новые подходы, которые вдохновляют на способствуют созданию более увлекательной и эффективной учебной среды. Особое внимание уделяется интеграции технологий и креативных стратегий, которые позволяют адаптировать учебные материалы к разнообразным потребностям обучающихся. Через призму этих методов рассматривается, как педагогический дизайн может не только облегчить передачу знаний, но и пробудить интерес, оригинальность и активное участие студентов в процессе обучения. В заключение подчеркивается значимость постоянного внедрения инноваций в образовательные практики, что создает условия для гармоничного развития личности и формирует навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире.
Ключевые слова: педагогический дизайн, технологии, инновационные методы, обучение, эффективность, анализ, исследование.
Ли Юйчжэнь
Связь жизненных ориентаций с индивидуальными особенностями познавательной сферы (на примере китайской выборки)
Жизненные ориентации как базовые ориентации жизнедеятельности отражают определенный угол зрения на образ мира. Существуют исследования, которые показывают, что структура базовых жизненных ориентаций у китайцев отличается от структуры, присущей, например, россиянам (Цинь и др., 2023). Факторная структура имеет специфику в китайской и российской выборках. В российской выборке, как правило, из четырех факторов три характеризуют творческую направленность личности, стремление преобразовывать внутренний и внешний мир и только один - локус контроля происходящего в жизни. При этом у китайцев более выражено стремление чувствовать себя «хозяевами судьбы», в отличие от «фатализма» россиян (Меркулов, 2022). На менталитет китайцев оказывают влияние религия, историческая память и устоявшиеся традиции (Романенко, Ященко, 2022). Китайцы в целом стремятся избегать однозначных решений и прибегают к полутонам в жизни и оценке ее явлений, предпочитая «золотую середину» (Меркулов, 2022). Вместе с тем, психологические исследования менталитета и поведенческого рисунка китайцев редки.
Ключевые слова: менталитет, поведенческий рисунок, базовые жизненные ориентации, познавательная сфера.
Чжан Юймэн
Актуальные вопросы применения политики «мягкой силы» в сфере кинематографа на примере России и Китая
Кино как форма культуры, распространяемая между различными странами, имеет огромное значение для понимания и постижения русской и китайской культуры. Российское и китайское кино привлекает внимание мировой аудитории своим уникальным художественным стилем и культурным подтекстом. В рамках изучаемой нами страны (России и Китая) кино как важный элемент зарубежной культуры имеет особое значение с точки зрения его влияния и распространения в обществах обеих стран. Успех и влияние российских и китайских фильмов на рынке отражает динамичное развитие культурных обменов между Россией и Китаем.
В настоящее время кино – культурный мост между Россией и Китаем. Россия и Китай придерживаются принципов совместных консультаций и обмена. Взаимопонимание между Россией и Китаем, распространение и обмен культурой и искусством, а также понимание гуманистических обычаев между Россией и Китаем выстраивает все более всеобъемлющую, многогранную и многоуровневую модель сотрудничества между Россией и Китаем.
Ключевые слова: мягкая сила, Россия, Китай, кинематограф, сотрудничество, киноиндустрия.
Ян Сяофэй
Роль цифровой дипломатии в международных отношениях
Данная статья посвящена вопросам функционирования системы международных отношений в условиях цифровизации общества, что напрямую связано с возникновением такого феномена, как цифровая дипломатия. Проанализировав сожжение понятия «цифровая дипломатия» и смежных с ним терминов и коснувшись истории становления цифровой дипломатии, автор статьи рассматривает задачи, основные направления и черты, которые присущи цифровой дипломатии; приводит примеры типичных средств ее реализации. Особое внимание в статье отводится возможностям социальных сетей в продвижении внешнеполитических курсов государств и решении проблем взаимоотношений государств на международной арене. В статье делается вывод, что цифровая дипломатия - это мощный инструмент регулирования международных отношений, в первую очередь, благодаря ее способности притягивать внимание общественности к международной политике и поддерживать определенный уровень взаимодействия как между государствами, так и между политической элитой и гражданами.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая дипломатия, Интернет, социальные сети, международные отношения.
Пайзулаева Б.А.
Управление процессом формирования профессиональных компетенций в практико-ориентированной образовательной среде
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций в условиях практико-ориентированной образовательной среды. Анализируются ключевые компоненты профессиональных компетенций, включая когнитивный, практический, личностный и социальный аспекты. Особое внимание уделено практико-ориентированной образовательной среде как системе, интегрирующей теоретическое обучение и практическую подготовку. Описаны основные этапы управления процессом формирования компетенций, включая планирование, организацию, реализацию и контроль.
Подробно рассматриваются методы формирования профессиональных компетенций, такие как проектное обучение, кейс-методы, стажировки, деловые игры, симуляции и менторство. Подчёркивается роль образовательных учреждений и работодателей в подготовке квалифицированных специалистов, их совместное участие в разработке и корректировке учебных программ, а также в организации практик и стажировок.
Отмечены вызовы, с которыми сталкивается практико-ориентированное образование, включая необходимость обновления образовательных программ, дефицит ресурсов и разрыв между теорией и практикой. Предложены перспективы, связанные с использованием цифровых технологий и развитием систем оценки качества подготовки специалистов. Сделан вывод о важности комплексного подхода для успешной подготовки специалистов, адаптированных к требованиям современного рынка труда.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, практико-ориентированное образование, интеграция теории и практики, методы обучения, кейс-метод, стажировки и практики, взаимодействие с работодателями, управление процессом обучения.
Авторы
Агирбов Т.А. - студент, Северо-Кавказская государственная академия.
Аникеев Д.В. - аспирант кафедры философии, культурологии, науковедения. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Будкеев С.М. - профессор кафедры искусств. Алтайский государственный университет.
Ван Нин - магистр 2 курс. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Гриценко Р.А. - аспирант департамента культуры и дизайна. Дальневосточный федеральный университет.
Гу Цзяюань - аспирант. Институт креативных индустрий, Владивостокского Государственного Университета (ВВГУ).
Докучаева М.Н. - кандидат педагогических наук, доцент. Самарского государственного института культуры.
Енина С.А. - старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности и туризма. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ещенко Т.В. - старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова (Южно-Российский государственный политехнический университет).
Зражевская Е.О. - старший преподаватель кафедры «Экономика и гуманитарные науки», Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (СГТУ).
Калмыкова М.В. - кандидат исторических наук, преподаватель филологического факультета. Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
Калашникова Н.Н. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Киреев М.Н. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, культурологии, науковедения. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ли Юйчжэнь - магистр 2 курс. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Метляева Т.В. - кандидат культурологии, доцент. Институт креативных индустрий, Владивостокского Государственного Университета (ВВГУ).
Мирошниченко Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Напсо М.Д. - доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Новикова-Бородина С.В. - композитор, член Союза Композиторов Москвы.
Новиков Д.В. - кандидат исторических наук, ведущий специалист Координационного центра противодействия идеологии экстремизма, Кемеровский государственный университет.
Пайзулаева Б.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Дагестанский гуманитарный институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений».
Пэн Лимин - аспирант. ФГБОУ ВО «ВВГУ» (Владивостокского государственного университета), г. Владивосток.
Саипунайцзайэр Долайти - докторант. Кафедра китайского языка и литературы, Северо-Западный университет Минзу, г. Ланьчжоу, провинция Ганьсу, Китай.
Семёнова Т.В. - старший преподаватель кафедры «Экономика и гуманитарные науки», Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (СГТУ).
Сыровацкий Е.Ю. - аспирант кафедры философии, культурологии, науковедения. Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ткачук И.Б. - аспирант кафедры философии и культурологии. Челябинский государственный институт культуры.
Ултургашева Н.Д. - доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой теории и истории народной художественной культуры, Кемеровский государственный институт культуры.
Ферзба Г.О. - аспирант. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт современного искусства», Москва.
Чжан Юймэн - магистр 2 курс, Направление журналистики. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Шиндель С.В. - доктор культурологии, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки», Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (СГТУ).
Юань Чжэньцзюнь - студент, Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва.
Ян Сяофэй - магистр 2 курс. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Яо Сыцунхуэй - аспирант. Алтайский государственный университет.